"Я мастер, а не политик", - автор сожженной урасы в Вилюйске
У строителя урасы, сожженной недавно в Вилюйске, сорван голос. «От стресса», - объясняет он. Для него, вложившего в строение всю душу, пожар, случившийся в предверии Ысыаха Олонхо – огромное испытание. Для гендиректора дизайн-студии "Уран" Вячеслава Яроева, пережившего за прошедший год проверки прокуратуры, нападки в СМИ и суды, пожар стал последней каплей.
«В политике не разбираюсь, я же просто строитель», - говорит он журналисту SakhaDay. Впрочем, он не думает, что пожар можно объяснить происками политических сил. Скорее всего, причина – элементарная зависть.
- Вячеслав, вы уверены, что урасу подожгли?
- Конечно, это поджог. Я сам видел машину «Тойота Премио» серого цвета, которая на огромной скорости уезжала прочь с места поджога. Наша полиция же решила идти легким путем. Они с самого начала сделали вывод, что, так как ураса сделана из легковоспламеняющегося материала, то возгорание возникло якобы из-за дымокура, с помощью которого мы отгоняли комаров.
Но дело в том, что работа над этим строением уже была закончена, оно уже второй день пустовало и была закрыто на саморезы.
Ураса загорелась снаружи. Дымокура рядом не было, и электричество в местности не подключено.
Я ночевал в расположенной в 150 метрах в берестяной урасе. В 6.40 проснулся и поехал в частный дом, где живут наши работники. Ехал я мимо построенного строения Ил Тумэна, и ничего не заметил, кроме едущей на полной скорости машины. Через 5-7 минут, после того, как закипел чайник, я вышел во двор и увидел дым. Построенная нами ураса сгорела за 10 минут. Этому способствовал сильный холодный ветер. Да и материал такой, береста ведь вспыхивает за доли секунды.
[caption id="attachment_17755" align="aligncenter" width="636"] Ураса для олонхосутов выполнена полностью из бересты[/caption]
- Кому выгоден этот пожар?
- Есть люди… С нами же с осени судятся. Возможно, это и не наши конкуренты… Идет какая-то политическая борьба, в которой нам отводится непонятная роль. В этих политических играх, не только республиканских, но и внутрирайонных, я не силен. Я же мастер, не политик. Честно говоря, даже не знаю, кто способен на такое.
- На какую сумму вы выиграли госзаказ на строительство объектов Ысыаха Олонхо в Вилюйске?
[caption id="attachment_17756" align="aligncenter" width="1280"] Комплекс для Ысыаха Олонхо[/caption]
- Строительство всего комплекса –это почти 10 млн рублей. Одно строение стоит 3,9 млн. Нашу смету проверяли при строительстве аналогичных объектов для Ысыаха Олонхо в Чурапчинском и Верхоянском улусах. В общем, проверок было много, стоимость обоснована.
- Сколько сезонов простоит строение?
- О том, что это одноразовая постройка, говорят те, кто не знает и не ценит свою культуру. Она может простоять очень долго, и использовать ее можно круглогодично. Праздники, свадьбы и юбилеи, можно проводить до поздней осени. Дерево Аал Луук Мас можно также использовать постоянно. В новый год – чем не елка?
[caption id="attachment_17757" align="aligncenter" width="1181"] Все Яроевы[/caption]
- Чем уникальна построенная вами ураса?
- Оба сооружения - Ил Тумэн и Ил Дархана - практически одинаковы. Сгоревшая ураса была рассчитана на 130 мест, и способна разместить около 150 человек. Комплекс практически был завершен на 75-80%. Такую красоту сожгли… Сколько мы строили, в Покровске, Чурапче, Верхоянске, никогда такого не было. Ураса - это как храм, уничтожить его это последнее дело.
Строение держится на металлической конструкции, пол выложен плиткой, стены из двойных досок. Вся отделка ручной работы, из бересты.
Прежде чем взяться за строительство таких сооружений, мы долго изучали все тонкости. Ездили в музеи Санкт-Петербурга и американский музей естественной истории (АМЕИ) в Нью-Йорке, изучали узоры и орнаменты, собирали знания по крупицам. Мы смогли воссоздать идеальную урасу, ту, что строили наши предки
В таком жилище прохладно в самую жару, и в ночной летний холод достаточно тепло. Оно всегда сохраняет комфортную температуру. Правильное строение может даже излечить человека.
Многие строители подобных сооружений даже не знают, что означают якутские узоры, толком не занимаются самообразованием. Поэтому многие обрядовые строения построены неправильно, больше похожи на чумы и юрты.
- Успеете построить новую?
- Вторую урасу строим уже всем миром, помогают материалами местные предприниматели. Люди привезли кругляк и доски дали. Мы обязательно построим. Работаем для этого днем и ночью.
Конечно, в душе тяжело, очень больно. Но нас эта беда закалила. Я не собираюсь менять планов. Как и планировал, сделаю подарок от своей компании – на своей родине в селе Баяга Таттинского улуса построю вместе с моим земляком и учителем Борисом Неустроевым-Мандар Уус берестяную урасу, как в старину.
(На главной - фото сгоревшей урасы Ил Тумэна)
Аида Иванова