«Я раб своего дела», - молодой фермер из Якутии рассказал, что мешает развитию бизнеса

11:54 - 8.2.2022 / 4350 просмотров

Еще в прошлом году молодой фермер Айтал Неустроев был полон надежд, делился в интервью Sakhaday грандиозными планами. Сегодня мы застали его в совсем другом настроении.

Мы уже писали о том, что Айтал несколько лет занимается разведением перепелов в Амгинском районе. В 2019 году он получил грант "Агростартап" на сумму 3 млн рублей. Год назад молодой фермер с увлечением рассказывал о своем стартапе. Он планировал увеличить пернатое поголовье с тысячи до 7 тысяч, и стать владельцем одного из крупных предприятий в республике по производству перепелиных яиц и диетического мяса.

В этом году перепелов стало больше, Айтал довел число до 1200-1300, но и хлопот прибавилось. Зимой вообще сложно, признается он. Фермер рассказал, почему при большом спросе перепелиная ферма не приносит особого доход, какой поддержки он ждал от чиновников, что обещал премьер Тарасенко, и почему он не ходит в ночные клубы.

- Айтал, прошло уже три года с момента получения гранта. Расскажи о результатах.

- Мне тогда (когда получил грант) было 23 года. С тех пор прошло уже 3 года. И только сейчас я стал понимать предпринимательскую деятельность, начал вникать в процессы. Возможно, дело во мне, кто-то сразу воплощает, и сходу все улавливает, мне же понадобилось время. Когда начинал, был азарт. И даже не заметил, как пролетели годы. Вначале каждый месяц был рост и это радовало и вдохновляло. Сейчас все стало сложнее. При этом я все равно уверен, что мое дело очень хорошее, полезное и прибыльное.

Хотел бы предостеречь молодых ребят, которые думают, что все просто: получат деньги и бизнес попрет. Я, честно говоря, думал так же. Вроде птичник построил, вложился. И ожидал успеха. Оказывается, есть и другая сторона. Во-первых, не хватает опыта. Сельское хозяйство очень сложная отрасль со своими нюансами. Необходим опытный наставник, тот, который занимался фермерством и знает все подводные камни. Я же думал, что все смогу сам, и реализую мечту.

Во-вторых, это затраты. Согласно условиям гранта, у меня должно быть 2 официальных работника, за которых я плачу налоги. Сейчас я понимаю, что бизнес-план был сырой. Многого не предусмотрел, например, затрат на корма. Грант был выдан на постройку и приобретение оборудования.

Чтобы зарабатывать, одной фермы мало. Нереально при расходах на корма и зарплату двоим сотрудника, сделать прибыль на яйцах. По идее, сейчас работаю в минус. Какая-то прибыль есть, но она небольшая и нестабильная.

- Как тогда ты зарабатываешь?

- Я подрабатываю в Якутске в качестве плиточника. Работаю до ночи. Это вынужденная мера, чтобы выплачивать зарплату нанятым работникам. Они в это время занимаются фермой. Если их уволю, то будет несоблюдение условий гранта и придется возвращать сумму. Пять лет должен как-то продержаться.

Но без меня все равно никак. Езжу каждые выходные к своим перепелкам. После истечения срока станет легче: работников уже не будет и налоги уменьшатся.

- При этом спрос на продукцию есть?

- Да, в том-то и дело, что спрос есть, яиц всем желающим не хватает. Когда начинал, то магазины брали только по 20 упаковок, сейчас просят по 50 и больше. Но опять же, невозможно получить прибыль при таком количестве птиц.

- Обращался ли ты еще раз за государственной поддержкой?

- Больше субсидий не получал. Заявку подавал через «Мой бизнес», но результата нет.

Честно говоря, иногда думаю, что несправедливо, что государство поддерживает только тех, кто разводит коров и лошадей. Им оказывается большая помощь.

Я тоже занимаюсь производством, сельским хозяйством, плачу налоги, но оказывается на поддержку не могу рассчитывать.

- Спрос на яйца и птицу есть. Почему же нет дохода?

- Доход есть, но небольшой. Давайте подсчитаем. Ферма приносит ежемесячно доход 70 тысяч рублей.

На расходы не хватает. Работникам я плачу по 0,25 ставки, это 15 тысяч рублей. Это нормально, так как работы у них мало. Они приходят на 2 часа в утреннее и вечернее время.

В день получаю от 150 и 300 яиц. Если буду получать 1000 яиц, тогда могу рассчитывать на ощутимую прибыль. Упаковка наших яиц стоит всего 130 рублей, а здесь, в Якутске, продают по 140-150 рублей. У меня цены пока не выросли. Я планирую взять объемом, и пока не собираюсь повышать стоимость яиц. Хочу, чтобы брали только у меня и даже не думали о других.

- Ты же реализуешь не только яйца, но и птиц?

- Каждый месяц около 100 птиц идет на убой. Спрос на них тоже есть. Тушка стоит 200 рублей, килограмм – 1000 рублей. В принципе, я понимаю, что продержусь. Планирую переехать и взять все хозяйство в свои руки, получить кредит, и пойти на риск.

- Необходимо новое оборудование?

- Все, что вместе с фермой купил, все работает. На новое оборудование денег нет.

- Какая помощь нужна фермерам помимо гранта?

- Молодого предпринимателя надо направить. За эти годы (с момента получения гранта) не было ни одного звонка. Никто не поинтересовался, как идет работа, может нужна помощь или совет. Причем делами на ферме не интересуются даже в районе. Никто не подсказывает, не информирует о субсидиях. Как-то спросил насчет сена и кормов, мне сказали: для тебя нет.

Я одного не понимаю: мы же, фермеры, не для себя работаем, а ради того, чтобы развивать сельское хозяйство в республике, чтобы обеспечить людей качественной и экологичной пищей.

Мне кажется, чиновники работают старыми методами. Был бы в Минсельхозе хотя бы один специалист, который бы работал только с молодыми предпринимателями. Я понимаю, что у них всегда большие нагрузки, но и нам важна обратная связь.

Ведь жизненные ситуации бывают разными. Некоторые ребята стремятся развиваться, у них горят глаза, и их важно в этот момент поддержать, дать совет. А когда нет ответа, то и работать нет смысла. Руки опускаются. Думаю, из-за этого 70% фермеров выгорают. Поддержка важна в том числе и психологическая.

- Ты на хорошем счету. Наверняка, о тебе рассказывают и отчитываются?

- Вспоминаю, как торжественно открывали нашу ферму. Были приглашены первые лица Амгинского района, звучали громкие речи о том, что поддерживают и дальше будут. Этим все ограничилось. Я такое большое воодушевление испытал во время получения гранта. Но не думал, что будет так - на возьми и уходи. Рассчитывал на внимание, на какую-то помощь.

Этой зимой приезжал премьер Андрей Тарасенко. Показал, как мы работаем, вроде, ему все понравилось. Он мне сказал: собери команду, такие люди, как ты, нужны. Пообещал даже помощь, сказал: «С нашей стороны финансово поможем любыми способами». И все, больше я его не видел.

У меня вопрос: зачем обещать? Когда они такое говорят, появляются надежда и доверие. Мне же всего 23 года было, когда начинал. И когда выясняется, что ты никому не нужен, то неминуемо разочарование.

- Вы не общаетесь с теми, кто получил грант?

- У нас есть группа получателей гранта, но мы сильно не общаемся. Оказывается, выгоднее получать большой семьей, чтобы все этим занимались. А мне было 23 года, я не думал про родственников.

- Что бы ты посоветовал тем, кто мечтает заняться сельским хозяйством, планирует подать заявку на получение гранта?

- Думаю, получателей гранта надо сопровождать. Когда хочешь посоветоваться, у них нет времени, все ссылаются на занятость. Я даже ходил в консультационный центр «Мой бизнес», но он толком не работает. Предлагали кредит под небольшие проценты, но кредит - это вообще не помощь. Для чего «Мой бизнес» вообще создан? Как они помогают, выдавая кредиты? В Минсельхоз тоже ходил.

Куда-то самому стучать и требовать внимания мне трудно, так как совсем некогда. На самом деле от маленького предпринимателя многое зависит, он может стать большим, но надо ему чуть-чуть помочь. У нас не ленивые люди, у нас условия жесткие, речь идет буквально о выживании.

За все эти годы я ни разу никуда не выезжал, не ходил в ночные клубы. Я получается раб своего дела. Сам, конечно, выбрал, не жалуюсь. Обязательно пройду этот путь, но остальным я бы посоветовал хорошенько подумать, а сможешь ли ты 5 лет заниматься и быть сосредоточенным только на одном деле?

Ирина СЕМЕНОВА, Sakhaday.ru