Яхта Маннергейма — загадка Арктики: как элитный финский лайнер превратился в заброшенный корабль-призрак в Море Лаптевых

2 часа назад

Как он превратился в забытое общежитие для старателей и почему до сих пор стоит, вмёрзший в лёд, будто застывший кадр из фильма? И при чём тут Маннергейм?

Ванькина губа, Море Лаптевых. Здесь тайны встречаются чаще, чем туристы. Именно там путешественники наткнулись на гигантский корпус корабля, намертво вмёрзший в лёд. Это был не рыбацкий бот и не баржа — 77-метровый теплоход водоизмещением почти 2000 тонн. История рассказана путешественником с 20-летним стажем Алексеем Жирухиным.

Первое, что пришло в голову многим: «Такой шикарный корабль точно принадлежал Маннергейму!» Нет. Легенда красивая, но неверная. Хотя роскоши в этом судне действительно хватало.

Карл Густав Маннергейм — один из самых известных людей северной истории. Он три десятилетия служил в Российской Империи, был офицером при Николаеи II, участвовал в русско-японской войне, а затем стал президентом Финляндии в самые тяжёлые годы для её независимости. Для финнов он национальный герой. Для СССР — противник, с которым пришлось воевать. Для историков — фигура уровня Черчилля по масштабу и противоречивости.

Построенный в Турку, корабль вышел на воду под именем Bore II. Он обслуживал престижный маршрут Турку—Стокгольм и был олимпийским люксовым лайнером, отделан дубом и медью, с дорогой мебелью, тонкой инкрустацией, и даже первым в истории пассажирским лифтом на судне.

Он строился к Летним Олимпийским играм 1940 года, которые должны были пройти в Хельсинки. Финляндия активно готовилась принимать иностранных гостей, поэтому несколько новых судов, включая Bore II, создавались под будущий олимпийский пассажиропоток. Но Олимпиаду отменили из-за начала Второй мировой войны.

Лайнер чудом пережил эту войну, а после для него началась вторая жизнь. В 1944 году судно перешло к Советскому Союзу. Оно прибыло в Ленинград и получило новое имя — «Петродворец». Тогда-то и родилась легенда о «яхте Маннергейма». Но исторически это обычный европейский пассажирский лайнер класса люкс, а не чья-то личная яхта.

Сначала «Петродворец» отправили в Одессу, потом в Балтийское пароходство. В 1958 году корабль снова переродился. С него сняли слабую паровую машину и поставили мощные дизели — шведский двигатель на 8 цилиндров. Корабль ходил в круизы, возил пассажиров, служил исправно — пока на смену не пришли более современные лайнеры.

Тогда его отправили в северную ссылку. Там нужны были те, кто не боится холода. В 60-х «Петродворец» передали в Мурманск. Там, где короткое лето и долгая полярная ночь, он работал по трассам Северного Ледовитого океана до 1973 года.

А дальше случилась оловянная лихорадка и полное забвение. «Петродворец» отбуксировали в Ванькину губу на проект по добыче олова. Корабль стал… просто общежитием. Да-да. Лайнер, созданный для олимпийцев и финской элиты, превратили в жилой дом для старателей.

Но проект быстро был признан нерентабельным. Добытчиков вывезли, а корабль бросили. Зимой 1981 года с него сняли клинкеты — герметичные двери между отсеками. Вода попала внутрь, машинное отделение затопило.

Печальная, незаслуженная судьба. Его никто не спасал. Арктика забрала себе очередной трофей. Корпус сел на мель, лёд цепко впился в борта, шторма разодрали обшивку, а мороз законсервировал останки.

Теперь «Петродворец» — огромный памятник эпохе на самом краю мира.

Ранее мы рассказывали не менее увлекательную историю возникновения морского стекла.

Фото соцсети

{"name":"\u0421\u0432\u0435\u0442\u043b\u0430\u043d\u0430 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u0430","id":2}