Дореволюционную Якутию не зря называли «тюрьма без решеток». Отсюда практически нельзя было убежать: нет дорог, суровый климат, тайга и тундра, где на сотни километров вокруг нет человеческого жилья.
Из-за этого Якутскую область специально выбирали как место для ссылки уголовников. Что касается осужденных по политическим мотивам, то в Якутию ссылали, в основном, социал-революционеров, кадетов, народовольцев, анархистов. В общем, представителей тех партий, которые свои идеи и принципы отстаивали, устраивая террористические акты, покушения на царских чиновников, и даже на императоров, членов царской семьи.
«Собранные обществом на содержание мое в сумме 21 руб. получил…»
Особенностью ссылки в дореволюционную Якутию, историки считают, то, что по существующим в те времена законам, жители должны были нести расходы на содержание ссыльных в местах, в наслегах, куда их определяли на поселение. Якутские крестьяне, жители наслегов, сами жившие в бедности, вынуждены были собирать деньги на обеспечение уголовников, определенных к ним на поселение.
«Ежемесячно они получали пособия из казны в размере 3 рублей. Кроме пособия из казны, уголовно ссыльные получали деньги, собранные жителями наслегов», - приводит пример из жизни уголовно ссыльных в дореволюционной Якутии заведующая читальным залом Национального архива А.Борисова. В 2008 году она опубликовала свое исследование на примере уголовно ссыльных в Сунтарском улусе.
Так, ссыльнопоселенец Адам Жуковский, мещанин, ранее осужденный Енисейским губернским судом за неоднократные кражи денег и вещей, получал от жителей Торбоховского наслега Сунтарского улуса 10 рублей.
В конце 1899 года, он дал расписку: «Собранные обществом на содержание мое в сумме двадцать один руб. получил». Кроме того, ссыльные, уголовные и политические, наделялись покосными угодьями. Жители якутских наслегов ничего не могли сделать с повинностями на содержание ссыльных.
Естественно, они обращались к своим тойонам, головам улусов, поднимали вопросы на сходах, но подобные прошения оставались без ответа. Известно прошение, поданное на имя Александра III. Записку с прошением отмены ссылки в Министерство юстиции Российской империи подала делегация от Якутской области во время коронования самодержца.
«Каждый поселенец, вновь присылаемый, не имеет одежды, ни рабочий инструмент и никаких средств на пропитания и поэтому общество снабжает и одеждой и кормит, назначая их на постой по очереди. Если бы натуральная повинность была переведена на деньги, то она бы составила 7 и даже 10 рублей в месяц», - писала делегация от Якутии в прошении на имя Александра III в 1883 году. Деньги по тем временам большие. Например, в 1830 году на 1 рубль в 1830 году можно было купить 2,5 килограмма качественной говядины, 40 яиц или килограмм сливочного масла.
Даже скидывались деньгами, лишь бы ссыльные съехали от них.
«Многие из уголовных ссыльных по 10 и более лет проживали в наслегах, куда они были причислены. Жили ни чем не занимаясь, на полном обеспечении жителей наслегов. Такая система избавляла ссыльного от необходимости искать работу, а якуты считали своей обязанностью их кормить в силу традиций гостеприимства и по закону о ссыльных», - пишет кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Иркутского технического университета Елена Сальникова. Конечно, повинностью содержать ссыльных, местные жители тяготились, что даже собирали деньги в дорогу и на переезд, если ссыльный желал переехать в другой наслег.
Строгий надзор в городах и улусах. Письма ссыльных проверялись
«В 1861г по 1895 год в Якутской области отбывал ссылку 351 представитель народнического движения. Их этапировали сюда на основании судебных решений или в административном порядке», - приводит количество ссыльных в Якутию народников доктор исторических наук Петр Троев.
Режим надзора над поселенцами был строгим. На местах поселения за организацию надзора за ссыльными перед якутским губернатором отвечали окружные исправники. За поведением ссыльных в городах следили полицейские. Когда ссыльных водворяли в сельскую местность, надзор над ними поручался служащим улусных управ. В связи с этим «государственных преступников» поселяли около улусных управ, а члены улусных управ в конце каждого месяца представляли окружному полицейскому управлению донесение об образе жизни и поведении каждого поселенца. Отлучки с места поселения допускались с разрешения окружного полицейского управления.
Ссыльным разрешали переписку только с близкими родственниками. Все письма просматривались, подвергали цензуре. Но ссыльные, в основном, политические, сближались с местным населением.
Грамотный голова Батурусского улуса (сейчас Таттинский улус) Егор Дмитриевич Николаев считал, что политические ссыльные выделяются своим человеческим достоинством, деловыми и нравственными качествами. Голова Батурусского улуса посещал нелегальные сходки ссыльных в улусе. Он много знал о целях и задачах народнических организаций «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Ссыльные помогали якутам в хлебопашестве, земледелии, учили детей и взрослых грамоте, даже открывали частные школы (яркий пример – Эдуард Пекарский, Вацлав Серошевский, другие политические ссыльные). Но бывало и так, что поведение ссыльных давало повод для трагедий, как например, в жизни головы Батурусского улуса Николаева.
Ссыльные довели до самоубийства
В апреле 1888 года в окружное полицейское управление поступил доклад о побеге ссыльных Федорова и Кашинцева из отведенных для их поселений Батурусского улуса. Причем доклад по побеге написал сам голова улуса Николаев.
«Ссыльные-беглецы знали, что полицейские редко посещали поселенцев места их проживания в наслегах и их обнаружат поздно. В июне якутский губернатор получил письмо от чиновника Батурусского улуса в котором он писал, что в апреле 1888 г. начался объезд квартир государственных преступников, поселенных в Намском, Восточно-Кангаласском, Борогонском иногородних управах. При этих розысках Федоров и Кашинцев обнаружены не были», - приводит меры по розыску ссыльных доктор исторических наук, доцент СВФУ Троев.
И только в июне 1888 года началось следствие о побеге политссыльных. Во время следственных действий в улусе про изошло трагическое событие - в сентябре 1888 г. покончил с собой голова Батурусского улуса Николаев.
Было заведено уголовное дело. Родной брат умершего дал показания:
«Брат мой с августа страдал брюшным тифом, вероятно, в припадке этой болезни он кончил свою жизнь самоубийством». После вскрытия тела Николаева было сделано заключение, что Николаев страдал тифом и в приступе бреда, «в умоотступлении», лишил себя жизни.
«Обращает на себя тот факт, что при осмотре трупа не присутствовал врач. Отсутствует его подпись в акте, где указана причина смерти умершего», - делает вывод доктор исторических наук Троев, ранне знакомившийся с делом 1888 года по самоубийству головы Батуруссккого улуса.
Врач Баранцев написал 24 сентября 1888 года: «Хотя болезнь у него во время моего посещения прошла, но под влиянием ее развился бред преследования, результатом сего и было по моему крайнему разумению покушение на самоубийство, окончившийся смертью его Николаева, что и удостоверяю». Свою записку врач написал не в улусе, а в Якутске.
Голова Батурусского улуса сочувствовал ссыльным
В июле 1892 года дело о самоубийстве головы Николаева рассматривалось в Якутском областном правлении. Полицейским следствием было установлено, что бывший голова улуса сочувственно относился ко всем государственным преступникам Батурусского улуса. Бежавшие ссыльные жили недалеко от улусной управы. По словам производившего следствие Андрюкова, наблюдение за поднадзорными отсутствовало, предписание о проверке жилищ ссыльных не исполнялось. В этом была виновата администрация инородной управы.
Оставил ли Е.Д.Николаев предсмертную записку? Его родной брат на этот вопрос ответил так: «Ну, уже это не ваше дело – и этого я ни кому не скажу…». Якутское областное правление пришло к заключению, что младший Николаев был единомышленником улусного головы. Это послужило основанием для отстранения его от должности писаря улусной управы.
А что же политические ссыльные, бежавшие из Батурусского улуса? В 1890 году, когда закончилось следствие о смерти головы улуса Николаева, царская полиция располагала сведениями, что бежавшие из ссылки в Якутии Федоров и Кашинцев к этому времени находились в Париже.
Фото yakutmuseum.ru