Одна из якутских блогерш сообщила, что недавно провела обряд, связанный с традиционным якутским верованием. Обряд заключался в закапывании плаценты.
Плацента - это послед, временный орган в теле женщины, броня ребенка.
"Много слышала о том, что плаценту нельзя просто выкидывать. Я осмелилась только с третьим ребенком сохранить плаценту для этого обряда. Мы только через три года ( не через три дня) совершили начатое. До тех пор наша плацента хранилась в морозилке. Захоронение нужно сделать лучше далеко, там, где не водятся животные, чтобы вдруг не выкопали и не съели. Мы, конечно, сделали все немного проще", - рассказала молодая женщина.
Она пояснила, что таким образом благодарит божество Айыыьыта, которая помогает при родах и гостит три дня после них и присматривает за домашними и новыми родителями. В это время дома не шумят и готовят подношения. "На третий день провожают ее вкусными лакомствами и закапывают плаценту ребёнка (о5о ха5ын/дьиэтин) в землю и ставят специальные фигурки в зависимости от пола ребёнка", - рассказала она о традиции.
Мы заинтересовались обрядом. Как оказалось, обряд захоронения последа входит в систему обрядовых действий, связанных с рождением ребенка. По якутским традициям послед обмывали, заворачивали в бересту и закапывали в том месте, где произошли роды или подвешивали к дереву. Послед женщины, у которой умирали дети, зарывали только в лесу. П.А. Слепцов происхождение данного обряда объясняет тем, что родившийся ребенок дублируется его сакральным заместителем – плацентой, возвращаемой природе для обеспечения ее целостности и возможности новых родов. После «захоронения» последа обязательно совершали обряд «очищения огнем» – роженицу и младенца якуты окуривали «арчы». Это отгоняло злых духов.
У других народов также были подобные традиции. Практически все воспринимали послед как часть ребенка. В Древней Руси плаценту закапывали, чтобы "соединить" ребенка с родной землей. В Мексике - съедали во время ритуалов. Кыргызы, к примеру, проводили «захоронение» последа во дворе или отдавали собаке. Интересный обряд у шерпов, которые сохраняют пупок ребенка и используют его для лечения молочницы у ребенка. Тувинцы Китая также закапывали плаценту (соңгу иесин көмери). В Китае хранить такой орган - традиция.
Но это было в древние времена, когда люди верили в магическое значение предметов и явлений. Как оказалось, мода на все натуральное возвратила нас назад. Некоторые "просветленные" мамы уверовали в волшебную силу и энергию плаценты и даже едят ее, чтобы избавиться от депрессии.
Есть даже такой термин плацентофагия, означающий поедание и использование плаценты после рождения ребёнка. Плацентофаги ориентируются на животных, поедающих послед. "Но, по словам биолога Людмилы Тимоненко, животные это делают по двум причинам: во-первых, так они избавляются от запаха крови, который может привлечь других хищников, во-вторых, самка слишком слаба для поиска еды и охоты, а после родов ей необходимы силы. У человека ни одной из этих проблем животного мира нет", - пишет LIFE, посвятивший этой проблеме статью.
Как ни странно, публично о плаценте чаще всего рассказывают звёзды, которые высушили плаценту, упаковали её в капсулы и съели. Такой подход пропагандируют Ким Кардашьян, Алисия Сильверстоун и ещё с десяток зарубежных селебрити .
Ученые предпреждают, что плацента, являющаяся защитной оболочкой, накапливает вредные вещества. Поедать ее не следует. Что касается обрядов, то это личное дело каждого.
Использована литература: Сапалова Д.У. Традиционная родильная обрядность якутов и кыргызов
Фото: Плацентарное дерево - отпечаток последа как украшение интерьера, источник Si-center.ru