На протяжении уже трех лет существует Якутская иccледовательская школа «Юниор» на базе Малой академии наук РС(Я). Это уникальный проект, благодаря которому каждый год проводятся образовательные программы и мероприятия для школьников 5-7 классов. В исследовательскую школу «Юниор» приглашаются ученики школ республики, прошедшие конкурсный отбор по итогам программы «Открывая мир» I этапа МИИ на цифровой платформе «Реактор», и учащиеся, подавшие заявки на платформе https://rc14.ru/, участники, победители республиканских НПК, олимпиад.
В эти дни, как известно, проходят Международные интеллектуальные игры 2022,в рамках которых организуются сопутствующие мероприятия. Одним из них стала итоговая конференция по защите проектов участников Якутской исследовательской школы "Юниор". Впервые был проведен очный этап, чему организаторы были очень рады. Участие приняли 54 учащихся 5-7 классов школ и гимназий из 20 районов республики, 8 из которых — арктические улусы, и г. Якутска, которые проявили интерес к естественным наукам и проектно-исследовательской деятельности.
Ребята работали в командах до 10 человек под руководством своих наставников — тьюторов. Часть работы над проектами была проделана дистанционно 13-18 июня, которая была посвящена теоретическому изучению проблемы исследования. И с 30 июня ребята, приехав в Малую академию наук, приступили к очному этапу, на котором участники осуществили сбор материалов и их обработку, интерпретацию результатов своих наблюдений и опытов, сравнили и сделали выводы. Участники благодаря этому проекту проходят все этапы ведения исследовательской работы: выдвижение гипотезы, постановка целей и задач, эксперимент, обработка полученных данных, защита результатов перед экспертами.
Как подчеркнули организаторы, данная итоговая конференция носит внеконкурсный характер, перед жюри не было задачи оценивать, распределять места между командами. Как отметил Михаил Черосов, доктор биологических наук:
- Дети, получив тематики, объединились в команды, у них нет соревновательного характера, это как запасной тренировочный лагерь, в котором они могут подготовиться и участвовать. Очень важно дать надежду детям, что они могут работать и проявить себя. Из такого опыта школьник может получить ценный опыт для проведения собственного исследовательского проекта.
Основная задача проводимого мероприятия по словам Владимира Егорова, генерального директора НО «Целевой фонд будущих поколений»:
− Это вовлечь в процесс исследований, чтобы ребята увлеклись, заинтересовались, а потом начали изучать, и кроме того, чтобы научились работать в команде и грамотно представлять свои результаты. Важен первичный интерес ребенка, над этим в первую очередь и работали тьюторы команд. Тем более участники исследовательской школы имеют тот возраст, когда у детей нет устойчивых предпочтений, они находятся в поиске кем они хотят стать в будущем.
Какие же темы выбрали участники Якутской исследовательской школы в этом году?
Команда IGEL выбрала тему для своего проекта «Пластик как экологическая проблема», под наставничеством Наталии Гладких, м.н.с. лаборатории «Полимерные композиции для Севера» ИЕН СВФУ. Школьники изучили пластик, его виды и свойства, его ущерб экологии в связи с выделениями углекислого газа и проблемами утилизации. Провели фото-исследование загрязненности территории с.Чапаево и подвели итоги, озвучив предложения по минимизации пластиковых отходов на данной территории.
Следующая команда ребят остановилась на теме «Определение чистоты озера с.Чапаево по их обитателям (зообентос)», где чистоту воды конкретного пруда на территории с.Чапаево определяли по составу беспозвоночных животных. Благодаря своему проекту, ребята поняли, что водоем это сложная экологическая система, у которой есть свои четкие индикаторы степени загрязненности. Для членов жюри были представлены собранные экземпляры насекомых — личинки комаров, пиявки, прудовик, малощетинковые черви - наличие которых в пруду доказывало о загрязненности. При реализации проекта тьютором выступил Евгений Попов, ведущий эксперт лаборатории биотехнологий Технопарка «Якутия».
О том, что еда — это сплошная химия, убедились участники команды под руководством тьютора Татьяны Стручковой, доцента химического отделения ИЕН СВФУ, канд.техн. наук. Юные химики выбрали тему «Химия в нашей еде», на базе лабораторий МАН исследовали свойства углеводов, выявили содержание крахмала в ряде продуктов, провели опрос среди населения с.Чапаево об их информированности об углеводах. Убедились в правильности и сбалансированности питания.
А профессию метеоролога, возможно, выберут для себя участники команды «Тайфун», которые представили проект «Прогноз погоды». Наставник команды - Александр Громов, ассистент эколого-географического отделения ИЕН СВФУ. Благодаря данной теме любознательные детские умы проникли в область метеорологии и смогли дать заключение о прогнозе погоды в Хангаласском районе за период 1976-2021гг. Участники научились использовать метеорологические приборы, собирая и измеряя данные, использовали спутниковые сервисы, методы статистической обработки данных, провели мониторинг движения облаков.
Будущими кулинарами, диетологами, нутрицологами могут стать участники группы «Дикорастущие растения Якутии» с темой «Полевая гастрономия». Они представили самую «вкусную» презентацию. Ребята изучили 50 пищевых растений Якутии, составили гербарий, собрали сырье для заготовки, составили меню и в рамках эксперимента приготовили по найденным рецептам различные полезные блюда - цветочные салаты, жаркое из подорожника, котлеты из зопника, витаминное варенье, напитки и чай на основе растений. Наставник - Алена Соломонова, учитель биологии высшей категории МОБУ «Саха гимназия» ГО «город Якутск».
Среди участников темы «Путеводная нить», возможно, есть будущие известные путешественники. Ведь теперь они знают как определить путь в незнакомой местности без использования гаджетов и компаса. Школьники успешно использовали разные способы ориентирования по местным признакам. Тьютор Пётр Николаев, начальник отдела департамента науки и инноваций СВФУ.
В ходе выступлений всех команд известные члены комиссии давали обратную связь учащимся в форме советов и ценных рекомендаций, подсказок и пожеланий как можно было бы улучшить свои выступления в будущем при защите более серьезных проектов, интересовались у выступающих ребят о том, насколько было сложно или легко проводить исследования:
− доктор биологических наук Михаил Черосов,
− генеральный директор Целевого фонда будущих поколений РС(Я) к.ф.-м.н. Владимир Егоров,
− канд. биол.наук, доцент ФТИ СВФУ Федор Протопопов,
− канд. биол наук, ст. научный сотрудник Институт биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН Василий Нохсоров,
− канд. пед. наук, доцент естественных наук СВФУ Иван Павлов,
− ректор Малой академии наук РС(Я), PhD, Василий Павлов,
− проректор Малой академии наук РС(Я), канд. пед. наук Александра Васильева.
В завершение мероприятия с напутственными слова в адрес участников интеллектуальной школы «Юниор» выступили члены жюри:
- Надеемся, что не закончится ваш интерес к науке, исследованиям, думаю, что вы уже вернувшись домой, расскажете своим друзьям, одноклассникам о проведенной работе и с большим интересом будете изучать те науки, которые вам преподают в школе. В данных реализованных проектах у вас была возможность выйти за рамки изучаемых школьных предметов для того, чтобы полноценно узнать новое. Всем вам желаю успешно учиться, находить в окружающем мире явления события и исследовать это. Такое исследовательское поведение важно даже, если вы не станете учеными. Вы будете в любом случае теми людьми, которые смогут находить правильную информацию, выявлять причины и их следствие. Якутская исследовательская школа является частью Международных интеллектуальных игр. Вы всегда можете приезжать сюда на образовательные программы и в будущем стать участниками следующих интеллектуальных игр, которые, мы надеемся, пройдут в 2026 г. - сказал Владимир Егоров.
Ректор Малой академии наук Василий Павлов в своем обращении отметил:
- Исследования это такой процесс, который происходит постоянно и днем и ночью, главное - иметь желание, интерес. Работа исследовательской школы сегодня завершилась, но это не означает, что исследования прекратились, наоборот - они должны усилиться, расшириться. Надо получать знания самому, изучая, исследуя. То, что вам могут сказать другие люди — это еще не означает, что это правда. Поздравляю всех и желаю вам новых открытий!
Все участники также получили сертификаты участников Якутской исследовательской школы "Юниор" и памятные сувениры.