Недавно Sakhaday писал, что, согласно новому закону, вышедшему в 2018 году, в Якутии в 2020 году закрылись все притравочные (испытательно-тренировочные) станции, где воспитывались охотничьи собаки-медвежатники, без которых охота на медведей затруднительна. Кроме того, для медвежатников Якутии не распространяется такая программа, как для волчатников: обеспечение бензином, снегоходом, оружием, патронами, выдача премий. Волчатникам разрешены капканы, петли, в отличие от медвежатников. К тому же лицензия на добычу медведя самая дорогая. Между тем, в Якутии на сегодня насчитывается 20-25 тысяч медведей тогда, когда в 2019-2020 годах их количество составляло 17 тысяч.
Корреспондент Sakhaday решил поговорить с профессиональным охотником-волчатником Семеном Уткиным на «волчью» тему.
- Семен, чем государство помогает волчьему промыслу?
- В последнее время нас сильно поддерживают. Со стороны министерства экологии снабжают капканами, петлями. Государство за голову одного волка выплачивает субсидию в размере 30-ти тысяч рублей. Очень помогает администрация Мегино-Кангаласского улуса. Она за каждого добытого волка выдает премию 50 тысяч рублей.
Лицензия на добычу волков в целях регулирования их количества выдается бесплатно, а если охота любительская, промысловая, без капканов и петель, то уже платно, но цена недорогая. Думаю, поддержка связана с тем, что волков в Якутии развелось слишком много. Эти хищники наносят большой урон сельскому хозяйству.
- Наверное, охота на волков обходится дорого?
- Да, очень. Сейчас бензин, снасти, капканы сильно подорожали. Несмотря на снабжение министерством экологии капканами, все равно их надо много. Капканы ломаются, петли обрываются, поэтому каждый год надо снова покупать, а они стоят очень недешево. Цена одного капкана минимум полторы тысячи рублей, если заказывать прямо с завода. Если приобретать в Якутске, то минимум две тысячи.
Кроме того, чтобы добыть волка, надо почти каждый день обходить свои охотничьи угодья, а ареал обитания волка обширный. Нужно объездить несколько километров, на что уходит куча бензина. В прошлом году я тонну с лишним литров бензина израсходовал несмотря на то, что охочусь на снегоходе-иномарке, потребляющем его чуть меньше, чем российский снегоход. Но все равно у меня тратится уйма бензина.
- Где в Якутии в основном много волков?
- Мы держим связь почти со всеми охотниками-волчатниками. У них я узнаю, что самый максимум в северных районах. В центральных улусах их тоже немало, даже у нас в маленьком Мегино-Кангаласском районе их обитает масса. В целом по республике развелось множество этих хищников.
- Волки попадаются парами, стаями или одиночки?
- В основном они ходят стаями. В позапрошлом году у нас бродила стая из восьми голов. Сейчас мы чуть-чуть убавили их. Теперь встречаются по двое-трое.
- Есть мнение, что они на человека они не нападают.
- Волк – такое животное, что у него инстинкт самосохранения очень высокий, поэтому на людей он не бросается. Он очень скрытый. Если только он попадется в капкан или во что-нибудь другое, из-за необходимости ему придется напасть на человека, а так если он вольный и ничего ему не угрожает, он не опасен.
Волк в основном задирает животных. Их корм – дикие животные, копытные, и когда становится волков в избытке, они начинают кидаться на домашних животных. В республике самый большой ущерб они наносят в отношении оленей и табунных лошадей.
- Скажите, почему вы стали охотником-волчатником?
- У нас в деревне охотники-волчатники состарились. Уже не охотятся на этих хищников. А в последнее время волки расплодились. Они начали давить коров, лошадей, поэтому пришлось заниматься волчьим промыслом. Сам я из села Чыамыйыка Мегино-Кангаласского улуса. Там я родился, вырос. Работаю специалистом сельского хозяйства.
- Сколько волков вы добыли?
- По меркам волчатников мало, ведь я начинающий охотник-волчатник. В прошлом году за сезон добыл восемь, в позапрошлом – двенадцать, но это вместе с напарником. Мы, охотники, суеверный народ, поэтому не распространяемся, сколько добыли и не кичимся количеством взятых волков. Я стал охотиться на волков только недавно. Сначала сам пытался, потом учитель Геннадий Филиппов (он как старший брат) начал учить меня пять лет назад. Своего первого волка я добыл 1 января. В тот день я почувствовал, что волк угодил в капкан. Увидев его, у меня заколотилось сердце, что даже было слышно.
- Не бывает ли вам страшно?
- Да нет. Волк – просто объект охоты. Когда с ружьем и собаками, почему страшно-то? Нормальная охота.
- Как вы воспитываете собак-волчатников? Кстати, как относитесь к тому, что в Якутии закрыли испытательно-тренировочные станции для охотничьих собак-медвежатников?
- Собак никак не получится воспитать и обучить охоте на волков, так как они по своей природе боятся этих хищников. В притравочных же станциях собаки-медвежатники воспитываются. Выбираешь щенка по разным параметрам, например, по злобе, и чтобы должна быть исключительно кровная линия медвежатников. Испытательно-тренировочные станции обязательно нужны, чтобы воспитать собаку-медвежатника и заранее выявить ее трусливость. Собаки очень боятся хищников, медведей в том числе.
- Собака на медведей обязательно должна быть охотничьей породы. А на волка?
- Тоже непременно охотничьей. На волка подходят кавказские овчарки, алабаи и борзые, а у нас в республике в основном охотятся только с лайками и лайкоподобными собаками, которые для охоты на волка не подходят, поскольку они страшатся их.
Конечно, есть уникумы, являющиеся исключением из правил – овчарки и уникальные лайки, которым не страшны волки, но это большая редкость. Хотелось бы, чтобы на охоту ходили собаки исключительно охотничьей породы.
- Говорят, охота на волка считается одной из самых сложных.
- Да, именно одна из трудоемких. Добыча волка непроста тем, что он очень умный и хитрый зверь, поэтому надо применить все усилия, хитрости, навыки, охотничью смекалку, чтобы перехитрить его, уловить момент.
Ведь волк по уровню интеллекта в привычных для него условиях порой превосходит человека. Здесь надо ум включать, чтобы превзойти его. Кроме того, территория у него очень большая, и он может месяцами не появляться в определенной местности, поэтому его надо ждать долго.
Охота же на медведя полегче, поскольку он очень любопытный и почти ничего не боится. Если устраиваешь на него самолов, даже петли и плашки, он туда лезет без страха, поскольку у него в природе врагов меньше, поэтому он не трусливый.
- Добыча волка кроме необходимости вам доставляет удовольствие?
- Это только необходимость. В прошлом году у нас волки задрали более двадцати лошадей. Посчитайте, сколько ущерба они причиняют сельскому хозяйству в маленькой деревне.
- У родственников была собака наполовину волк и наполовину лайка. Она нагоняла страх на всех вокруг и даже на самих хозяев.
- Я не приверженец таких вязок. Наоборот, я людей призываю, чтобы не вязали собаку с волком. Охотничья западносибирская, восточносибирская и другие виды охотничьих лаек выведены именно для охоты и у них закреплен охотничий инстинкт. Зачем это разрушать волчьей кровью путем вязки? Помесь волка это уже не лайка и не для человека она создана. Она уже что-то другое. Очень, очень опасна. У меня была такая помесь и по нему я знаю, что это такое. Когда он молодой, очень скрытный, как бы дружелюбный, но может исподтишка что-нибудь натворить: хитрый очень.
- Наверняка встреча волчицы с волчатами – неминуемая смерть, как и в случае с медведицей с медвежатами, как мне рассказывал пожилой охотник-медвежатник.
- Да нет. Волк по природе своей, повторюсь, чрезвычайно умный, скрытный и хитрый зверь, поэтому если встретит человека, попытается сразу улизнуть и не попасть ему на глаза. Если один раз промахнешься, он в следующий раз на такие уловки не подвернется. По своей иерархии человек стоит выше, и волк это чувствует: учуяв человека, в 99-ти процентов случаях сразу попытается спрятаться. Наоборот, если человеку встретится медведица с медвежатами – это уже страшно. Как я сказал, по иерархии человек всегда выше животного. Только медведи с этим не согласятся, хотя в основном они пугаются человека, кроме молодых – пестунов, слишком старых и тех взрослых особей, которые привыкли слишком близко подходить к людям. Боятся те медведи, кто видит человека нечасто.
- Говорят, медведи мстят. В середине восьмидесятых, помню, рассказывали про случай, когда в Томпонском районе медведь напал на женщину, потому что кто-то из ее близких то ли ранил медведя, то ли забрал медвежонка. У якутов есть также поверье – если табунщик, оленевод добудет волка, то оставшиеся в живых сородичи отомстят и будут уничтожать его стадо.
- На моей практике такие волки не попадались, а вот в других районах подобные случаи происходили. Слышал, что в 90-ые годы в Таттинском улусе одна волчица очень много лошадей и коров задавила. Говорят, из-за мести.
- Опытный пожилой охотник-медвежатник рассказывал, что, если, идя по лесу, вдруг по спине побежали мурашки, значит… наблюдает медведь. А про волка можно такое сказать?
- Бывают легенды об единичных случаях. У меня такого не наблюдалось.
- Образ волка, по словам известного якутского ученого-этнолога Людмилы Егоровой, является одним из тотемов и священным персонажем шаманства в традиции многих народов. По ее мнению, волк мог стать тотемом из-за превосходных качеств охотника, позволяющих выживать в жестких условиях конкуренции, и почти магической способности без звука и движения передавать информацию на дальнее расстояние, перекликающейся со сверхъестественной силой шамана. Как вы считаете?
- По этому поводу могу сказать, что у всех народов, не только у якутов, все неизвестное, что находится за гранью мышления человека становится священным, поэтому у якутов тоже появился тотем в виде волка. Он зверь очень украдчивый, сообразительный, с трудом добывается, в связи с чем и появилось такое поверье. У народа саха есть обычай – каждый охотник при выезде на охоту приносят извинения дедушке Байанаю. Когда волк попадается в капкан и сидит живой, то все волчатники просят у него прощения.
- Если неожиданно встретить волка, как защититься, спастись?
- Думаю, в этом нет необходимости. Вероятность того, что человеку слишком близко попадется волк, значительно мала. Он все равно почует человека заранее и сразу посторонится. Но если все-таки вдруг на пути встретится волк, нужно просто покричать и все, волк сам убежит. У него генетически заложена боязнь человека. Он не как медведь, тигр или лев. Он никогда не охотится на человека.