Якутский орнитолог – об изменениях в тундре, мифе о верности и встрече с любимым стерхом в Китае

15:58 - 18.2.2023 / 1881 просмотр

19 февраля отмечается День орнитолога. Редакция SakhaDay подготовила для вас увлекательную беседу со старшим научным сотрудником нацпарка «Кыталык» Сергеем Слепцовым, изучающим тундровых птиц более 30 лет. Сергей Михайлович впервые отправился в Аллаиховский улус – место гнездования стерхов еще будучи молодым человеком. И именно тогда полюбил тундру с ее пернатыми обитателями, которым по сей день посвящает всю свою жизнь. С тех пор ученый не пропустил ни одну весну, а стерхи уже узнают его по походке.

«Птицы знают, что лето короткое»

– В 1990-е годы науке было непросто. Но проекты на изучение стерхов финансировались, потому что они занесены в международную красную книгу. Благодаря стерхам, мы орнитологи попутно изучали и других птиц.

В 1991 году я впервые отправился в экспедицию помогать известному орнитологу Юрию Васильевичу Лабутину. Мы с ним три весны окольцовывали стерхов. С тех пор мне понравилось в тундре, начало тянуть… Там очень тяжелые условия, опасные болота, нет привычного леса как в центральных районах. Весной холодно и ветрено. Летом очень много комаров.

Самое благоприятное время в тундре – конец мая, начало июня. За несколько дней прилетают множество птиц, сразу начинают гнездоваться, размножаться. Птицы знают, что лето короткое, спешат вырастить птенцов. Например, однажды 25 мая прилетели стерхи, а на следующий день уже отложили и насиживали яйца.

Бывают такие сезоны, когда птицам сложно гнездоваться. В 2017 году выпало очень много снега, все участки были затоплены, когда прилетели стерхи. Из десяти пар восемь не успели отложить яйца. Только две пары смогли найти более менее сухие места. Я осмотрел одно гнездо, они свили его высотой 40 см. По моим наблюдениям, самое позднее начало гнездования у стерхов 14 июня. Они знают, что позднее птенец не успеет подрасти и научиться летать к сентябрю.

Стерх №5

В 2013 году иностранцы хотели сфотографировать стерхов, они их не подпустили, убежали на километр. А ко мне ближайшая пара подлетела поближе, примерно на полкилометра. У них очень хорошее зрение. Наверное, за столько лет они запомнили мою походку, знают, что я не причиню им зла. На расстоянии около километра лицо не разглядишь, а одежда каждый раз разная, поэтому я склоняюсь к тому, что стерхи запоминают людей по походке. Мы ведь никогда не охотимся на территории парка, раньше у нас даже ружья не было.

В 1991 году мы поставили передатчики птенцам стерхов и линяющим взрослым особям. Среди них был птенец №5. Уже в следующем году мы нашли его место гнездования в 30 км от того места, где мы его выловили.

Он прожил 25 лет – солидный возраст для стерха в дикой природе. Мы наблюдали за ним каждый год. Однажды я даже встретил его в октябре во время экспедиции во Внутренней Монголии, регионе Китая. Мы вместе с китайскими коллегами наблюдали из палатки за стерхами во время их остановки по пути на зимовку.

Через трубу мы заметили, что одна пара держится подальше от остальной полторы тысячи птиц. Мы подошли ближе, и я смог разглядеть на кольце №5! Вот так случайно встретились. В 25 лет №5 выглядел хорошо и мог бы прожить еще… Но наверное что-то случилось, передатчик исчез… А его пара прилетела весной уже с другой птицей.

Стерхи вместе до конца жизни. Но если один партнер пережил другого, то ищет пару второй раз. И новая пара будет вить гнездо на территории самки.

В лебединую верность я тоже не верю, что если умрет один партнер, то другой разобьется. Птицы, конечно, умные, но живут по инстинктам. Неокрепших или травмированных птенцов тоже оставляют. Родители понимают, что если вся семья останется со слабым птенцом, то погибнут все. Увы, в дикой природе выживают сильнейшие.

С инспекторами Национального природного заповедника «Озеро Поянг» в 2013 г.

В Арктику прилетают новые птицы

Китайские коллеги говорят, что численность стерхов увеличивается. По нашим данным тоже ранее пустующие места занимают молодые пары – это показатель роста, потому что стерхи выбирают место гнездования на всю жизнь. А все удобные места уже заняты птицами постарше. Численность гусей тоже увеличивается, у уток стабильная численность. В Аллаиховском улусе мало охотников, поэтому их промысел не вредит популяции.

За последние пять лет в тундре появились пять новых видов птиц: сибирская завирушка, полярная овсянка, береговушка, широконоска, выпь. А 50 лет назад впервые прилетел канадский журавль, теперь их стало гораздо больше, они конкурируют со стерхами.

Стерхи гоняют канадцев со своей территории, но на эти разборки уходят драгоценное время и энергию, которые нужны для выращивания птенцов. Я это связываю с потеплением климата – кустарники стали выше, насекомых стало больше, в тундре появились осы и слепни. Избыток корма привлекает птиц. Они если хорошо питаются, то популяция растет. Сейчас наша задача – мониторить миграцию птиц.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru