Якутский УФАС так и не смог объяснить, что можно, а что нельзя рекламировать в соцсетях

3 часа назад

SakhaDay ранее обращал внимание, что якутские блогеры и паблики ведут активную рекламу товаров и услуг в запрещенной социальной сети, несмотря на принятые поправки 1 сентября ФЗ «О рекламе».

За разъяснениями мы направляли запрос в региональный Роскомнадзор, откуда нас направили в якутский УФАС.

Через месяц мы получили ответ от якутских антимонопольщиков, из которого следует:

- Вопрос отнесения информации к рекламе осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из ее содержания и всех обстоятельств ее размещения. К примеру, не являются рекламой справочно-информационные и аналитические материалы, содержащие в себе обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний, как не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке. Также не является рекламой информация определенной направленности (о финансовых услугах, продуктах и др.), которая может относиться к ограниченной интеграции интернет-площадок, где публикуется контент их владельцев, так как выражает личные предпочтения и вкусы, отражает образ жизни авторов.

***

Честно говоря, мы ожидали от УФАС конкретного разъяснения по поводу принятых поправок в закон «О рекламе», но вразумительного и содержательного ответа так и не получили.

В ответе говорится, что не является рекламой результаты научных исследования, испытаний, аналитические материалы и пр. Но в запрещенной соцсети нет подобной рекламы, там контент совсем другой. В запрещенной соцсети рекламируется все: и льготная ипотека, и салоны красоты, и подарки к Новому году. Разве это не реклама товаров и услуг? Конечно, реклама. Но почему УФАС в упор этого не видит и пишет, что блогеры рекламируют результаты научных исследований (ни разу такого не видели) – понять сложно.

Зачем тогда менять целый закон, если никакого контроля нет?

***

После 1 сентября новостные и коммерческие паблики в запрещённой и признанной экстремистской соцсети фактически оказались в более выгодном положении, чем легальные СМИ и медиа. Администраторы таких аккаунтов продолжают активно размещать рекламу, не маркируя её, не отчитываясь и не уплачивая налоги, поскольку сама деятельность формально считается незаконной.

При этом реклама в пабликах напрямую конкурирует с медиарынком — новостными сайтами, телеграм-каналами, пабликами в других соцсетях, телевидением и СМИ, которые обязаны соблюдать требования закона, маркировать рекламу и работать в правовом поле.

Значительная часть контента в подобных пабликах по-прежнему представляет собой заимствованные материалы журналистов и редакций. На фоне сокращения рекламных бюджетов и закрытия СМИ администраторы пабликов продолжают зарабатывать на чужом контенте, пользуясь отсутствием реального контроля со стороны надзорных органов.

Несмотря на предусмотренные законом крупные штрафы, массовых проверок и санкций не наблюдается.

Фактически в якутском сегменте запрещённой соцсети сформировалось «дикое поле», которое и ранее слабо регулировалось. Как отмечают участники медиарынка, ситуация наглядно подтверждает известный принцип: суровость законов в России по-прежнему компенсируется необязательностью их исполнения.

Скрин из запрещенной соцсети из паблика, название мы не указываем.