В этом году Якутск обновляет общественный транспорт: 65 новых автобусов получает «ЯПАК», 35 — «Союз Авто». Но муниципальные и частные перевозчики не смогут участвовать с имеющимся автопарком в проекте развития системы общественного транспорта столицы республики. В предлагаемой городу ГК «Меттэм-Транспорт» транспортной реформе свои участники, которые будут закупать и оснащать технологиями транспорт, обновлять маршрутные сети, строить сервисные центры, автозаправки и запускать центр обработки данных.
«Мы бы не хотели брать эти автобусы в обслуживание, потому что мы не знаем, в каком состоянии они подойдут к сентябрю 2023 года», — говорит о новом транспорте столичных перевозчиков гендиректор фирмы «Саха-Рэм» Денис Калков. По его словам, обновление подвижного состава никак не решит транспортную проблему в сфере перевозок, создавшуюся в городе. Фирма, возглавляемая им, связана с компанией «Меттэм-Транспорт», предлагающей в Якутске изменения в системе общественного транспорта, затраты на которые в ценах прошлого лета оценивались в 3,5 млрд рублей. Реформу планируют провести в рамках концессионного соглашения, на заключение которого, компания, по словам Калкова, выйдет в феврале следующего года.
«Мы закупаем весь подвижной состав в рамках концессионного соглашения, а город разыгрывает брутто-контракты на право перевозки пассажиров по разработанным маршрутам, — объясняет Калков. — Перевозчику же нужен будет только коллектив водителей, медперсонал, административный персонал. Весь сервис мы берем на себя». Проект планируется запустить со следующего года.
Деньги еще не подсчитали
Транспортная реформа предполагает обновление маршрутной сети, разгрузку основной городской транспортной магистрали, запуск новых остановок, автозаправок и сервисных центров. Автобусы, которые закупает концессионер, будут оснащены валидаторами, кондиционерами, системой внутреннего и наружного видеонаблюдения, возможностью заряжать в них телефоны и подключаться к wifi. Цифровое управление автобусами позволит передавать информацию на удаленный сервер, встроенный в системе «Умный город». Диагностика технического состояния транспорта и его обслуживание будут проводиться в создаваемых сервисных центрах.
Предлагаемые решения потребуют расходов, которые в конечном счете отразятся на формирование тарифной политики. На нее скажутся также новые условия заключения контрактов с перевозчиками, по которым их выгода больше не будет связана с количеством перевезенных пассажиров. Будет ли повышен проезд, насколько либо затраты будут заложены в бюджете, а также размер концессионной платы прояснится при формировании финансовой модели проекта. Она будет разработана после проведения, по словам Дениса Калкова, научно-исследовательской работы, в рамках которой будет проведено комплексное обследование транспортной инфраструктуры, подсчитан годовой пассажиропоток на общественном транспорте.
Стоимость таких работ оценивается в 30 млн рублей. Исследование должно быть проведено на таком уровне, чтобы его результаты могли быть приняты институтами госорганов. Например, ВЭБ.РФ, который декларирует о готовности предоставить займ в рамках концессионного соглашения. Организация, которая возьмется за проведение научно-исследовательской работы, должна будет применить несколько методик при подсчете пассажиропотока, в том числе с использованием информации о биллинге мобильных телефонов, для доступа к которой требуется разрешение ФСБ.
«Не хочу обижать никого, но, на мой взгляд, таких исполнителей здесь нет, — говорит Денис Калков. — Чтобы провести эту работу необходимы определенные компетенции, при ее проведении необходимо применение методов урбанистики и нужны специалисты, которые детально знают и умеют проектировать городскую среду в первую очередь».
В Твери были сложности
Проектный офис запустит сайт, на котором будет представлена интерактивная модель создаваемой транспортной сети. Горожане могут вносить свои предложения и рассчитывать на объяснения, в случае отклонения их инициатив. По словам Дениса Калкова, разработчик проекта настаивает на прозрачности предлагаемых изменений.
К сотрудничеству призывают также частных перевозчиков Якутска, для которых, по словам Калкова, реформа не совсем выгодна, поскольку выводит рынок из тени и делает его регулируемым, уравнивает положение участников. Сейчас большую выгоду имеют владельцы маршрутов, проложенных через центр города. В 2019 и 2020 году по количеству пассажиров лидировал 14-й маршрут. За 2019 год на 18 маршрутах перевезено 34,4 млн горожан. Если умножить на средний тариф в 23 рубля, получится 791 млн рублей без учета наличной оплаты. В 2020 году эти цифры заметно сократились из-за пандемии.
В случае запуска нового проекта город будет заключать с перевозчиками брутто-контракты, критериями которых станут протяженность маршрута, количество остановок и соблюдение интервалов движения. Оплата проезда будет проводиться только безналичным путем. Деньги аккумулирует оператор, предположительно АЭБ, и передаст муниципалитету для расчета с перевозчиками.
Руководитель учрежденной в августе прошлого года фирмы «Саха-Рэм», в которой 25,1% принадлежит компании «Сахатэк» Афанасия Максимова, Денис Калков рассказывает, что новые транспортные модели успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери. Запуск реформы в Твери в феврале 2020 года встретил массовые возмущения из-за ликвидации троллейбусных маршрутов и оснащения общественного транспорта невместительными автобусами, а коммерческие перевозчики устраивали забастовку.
На фото новые автобусы в Твери.