Все началось с поста Лены Кулачиковой, вспомнившей про военно-патриотическое детстсво в начале восьмидесятых.
"В начале восьмидесятых, когда я училась в начальных классах, мы должны были, на случай ядерной войны, носить с собой ватно-марлевые повязки и нашивать на форму тряпицы с Ф. И. О., домашним адресом и телефоном, Ф. И. О., рабочими адресами и телефонами родителей. Как я потом поняла, это нужно было, чтобы опознавать трупы.
В средней школе у нас были уроки НВП — начальной военной подготовки. Мы учились на скорость надевать противогазы, падать рыбкой при вспышке с фронта, разбирать и собирать автомат Калашникова.
Но апофеозом военно-патриотического воспитания была «Зарница», в которую играли 6–7-е классы. Все школы проводили «Зарницу» в мае, но мы играли в марте. В Якутске в это время температура –20 и снег по грудь. Легенда была такова: два вражеских войска — синие и красные — десантируются на Остров Свободы, разбивают там лагерь и сражаются друг с другом. Кто победит, того и остров. Остров был не фигуральный, а настоящий. Школа наша стоит близко к пойме реки Лены, островков там много, и на какой-то ближайший из них мы и шли.
Собирались мы «по цепочке», по всем правилам конспирации. Нас делили на группы по 3–7 человек. В определенное время первому человеку в цепочке поступал звонок из Центра: «Через 40 минут сбор в условленном месте». Первый звонил второму, тот — третьему и так далее. Каждый знал только того, кому звонил. Как нам объясняли: «Чтобы под пытками ты мог сдать не больше одного своего товарища». После звонка нужно было быстренько собраться и поехать в школу.
Суть сражения была проста: сторона, понесшая большие потери убитыми бойцами, считалась побежденной. У бойца было четыре нашивки — по две на каждом плече. Если сорвали все четыре, ты умер, если до трех — ранен. Я как медсестра должна была бегать по полю и пришивать нашивки. Все бились всерьез: вокруг крики, стоны, борьба, я негнущимися от холода пальцами пытаюсь пришить нашивку, толстая зимняя куртка не протыкается, иголка падает в снег, я стараюсь ее найти, в это время кто-то, несмотря на запрет, срывает нашивку у меня… Я честно хотела спасти как можно больше жизней, но довольно быстро растеряла все иголки, пару раз меня буквально втоптали в снег, и я сдалась — тихонечко отползла в сторонку и стала дожидаться, пока бой кончится. Кто победил, не помню...
...На следующий год я все продумала заранее. Я не стала записываться в медсестры. Я обновила свой сказительный репертуар. Я подговорила одноклассницу сбежать с общего построения. В 6 утра, когда вся дружина выстроилась перед крыльцом, мы бочком-бочком откололись от класса и дали деру. Прячась за сваями, мы пробежали под школой и сиганули через спортплощадку. Нас заметили, и кто-то заорал вслед: «Дезерти-и-иры-ы-ы!».
Я бежала через школьное поле что есть сил, на бегу срывая с себя нашивки и погоны, автомат больно колотил по спине, а сердце стучало где-то в голове. Мне было стыдно и страшно до ужаса. Но из-под этого стыда и страха поднималось какое-то новое радостное чувство — оно казалось таким огромным, что невозможно стало дышать. Как ни странно, я сразу поняла, что со мной — я впервые в жизни почувствовала себя свободной". (пост в сокр. варианте, полностью опубликован в тгк Сахадэй).
На эмоциональное повествование откликнулись подписчики телеграм-канала Sakhaday. Они с ностальгией вспомнили эти времена:
- Что-то было в 80-х, но один раз. Никаких нашивок, противогазов. Просто в мартовские каникулы, переночевав в школе, в 4ч.утра, пошли на Зеленый луг. Здорово было. Поиграли и домой, спать.Сейчас с ностальгией вспоминаем. Все зависело от администрации школы. До такой дурости не доходило в нашей школе №5 с директором, участником ВОВ С.Н.Бибиксаровым, который не выслуживался перед начальством города.
-50% от написанного поддержу... Было такое.. Но наверно многим повезло со школой и её Директором!! Такого треша в 23 сош точно не было..Столичные выходы на Парады и подготовка были для школьников в радость... Всем привет кто из 23 сош.
- Нас учили надевать противогаз, до автоматов не дошли потому что видимо в начальных классах учились. У мамы на работе были плакаты с рисунками как прятаться от бомбы, как должно быть устроено бомбоубежище, что туда с собой брать. В селе устроили воздушную тревогу. Надо было в определенный час занавесить одеялами окна, выключить свет и никуда из дома не выходить 1 час. Это все делалось чтобы самолет с бомбами не увидел наше село и не смог прицелиться никуда своими бомбами. Сидели этот час у топящейся печки и о чем то разговаривали. Прям серьезно к войне готовились кажется.
- Да, написано эмоционально. Все советские школьники имеют такой опыт. Разве что сельским детям было полегче переносить полевые условия. У нас для 5-7 классников зарница была в мае, в день пионерии. Было тепло, весело, азартно. Играли до пота, некоторые даже могли остужаться купанием в лужах. А уроки НВП только в старших классах. И там строевые, автоматы, теория - короче, военная подготовка. Страна к войнам всегда готовилась. Отправили таких подготовленных со школы мальчиков в Афган.
В те времена не служить в армии было позором, уклонистов как таковых не было, не брали только по состоянию здоровья, и их считали ущербными: "аа, он даже в армии не служил". С 90-х стало престижным не служить, типа: "не отмазался? Слабак".
- Всё зависит от учителя и школы. У нас НВП вообще был самым любимым уроком, потому что почти всегда балду пинали. В нашем классе было 25 девочек и всего 9 парней. Поэтому учитель НВП запирал девчонок в классе, а сам занимался только с парнями. Вообщем, полная профанация. Калашникова не было, собирали разбирали воздушку. А потом палили из них по портретам членов ЦК. В основном мимо конечно. Только ближе к маю за нас взялась школьная фельдшерица, научила перевязывать раны, накладывать жгут. На этом наша "военная подготовка" закончилась. А на зарницу брали не всех, а только спортивных школьников. Так что меня сия чаша миновала вовсе.
- У нас тоже НВП была, и противогаз и автомат собирали/разбиралии Зарница где было 2 лагеря, полоса препятствийи, если упал с бревна, то всё, - выбываешь. ориентирование на местности. Турпоходы, имелся кружок, который вёл учитель истории, но в школе никто и никогда не ночевал, думаю автор приукрасил. Вот кто в походы ходил, там ночевали в лесу в палатках,пртому что уходили на несколько дней. 29-я школа.
Для турпоходов тренировались в школе, бегали с первого на четвёртый этаж через спортзал, там дверь в актовый зал, оттуда по другой лестнице вниз, у нас справа лестница чтобы поднимались ученики, а слева чтобы спускплись была, кто не мог конечно этажами ниже бегали, помладше возрастом. И возле парка по песчаной возвышенности вниз по кругу и вверх.
- В деревне ничего такого не было, было весело, никто не чувствовал себя несвободным! Наоборот на свежем воздухе дышалось легко и свободно, никто над душой не стоял, кругом такие родные одноклассники и любимый учитель! У меня вот такое впечатление осталось от Зарницы и вообще от НВП! Что за привычка хаять прошлое!
Фото уроки НВП в Зырянке: https://hunhuz71.livejournal.com/2174455.html