Варя Слепцова приехала неделю назад приехала из Китая в Якутию из-за угрозы коронавируса.
В Харбине девушка живет уже почти шесть лет. Училась на восточном отделении института зарубежной филологии СВФУ. После окончания получила грант правительства Китая на обучение в магистратуре. Сейчас пишет дипломную работу. Девушка подробно рассказала в своем аккаунте о дороге домой и о том, как ее встретили в Якутии.
«Когда приехали домой, сказали, что нас уже искали полиция, скорая и участковый врач. Нас осмотрели, попросили оставаться дома и никуда не выходить две недели.
Меня немного смущает, что к нам теперь относятся, как к прокаженным. Например, люди спрашивают: "Надеюсь, вы там ничем не заражены», или просто при виде нас натягивают маски. Смутило то, что мне насчет встречи еще никто не написал или не позвонил, хотя обычно, когда узнают, что приехала, мой ЛС заполняется "приглашениями". Это очень неприятное чувство, когда тобой брезгуют», - пишет она в аккаунте.
По данным СМИ, в Харбине насчитывается 100 случаев заболевания коронавирусом.
«Мы убежали еще рано, пока не наступила "тьма" на земле Харбина. Если бы были больны, то предпочли бы остаться в Китае, где хотя бы врачи подготовлены к этому вирусу. Да и не выпустили бы нас из Китая, если бы были больными. Помните, по информации министерства здравоохранения Китая, инкубационный период составляет 1-7 дней, а не месяц», - объясняет она подписчикам.
Сейчас Варя находится в одном из районов Якутии. После карантина планирует приехать в столицу.
Варя ответила на вопросы журналиста Sakhaday.
- Варя, как вас встретили якутяне?
- Я сейчас нахожусь в Якутии, но не в Якутске. И даже не знаю, как реагируют именно здесь, но пока все хорошо. Впрочем, пока никому не говорила, что я здесь, кроме врачей. Деревня большая, друг друга особо не знаем. А вот в маленькой деревне, мне кажется, сельчане пришли бы с факелами.
Мой друг, который с нами приехал, сегодня поедет домой в деревню, но его маме даже коллеги говорили, чтобы сын не приезжал: «Пускай твой сын не приезжает». Поэтому он поедет инкогнито. В любом случае, негативных реакций очень много, люди боятся...
- Какие вопросы чаще всего задают, когда узнают, что вы из Харбина?
- Обычно, когда узнают, что я приехала из Китая, сразу же спрашивают про коронавирус, мол, правда ли, что там «зомби апокалипсис». А потом, естественно, спрашивают не больна ли я «короной». Но не так, как онлайн. В соцсетях пишут типа «сожжём» и «расстреляем». Думаю, те, кто пишут это, скорее, боятся сказать это кому-либо в лицо. Но пускай лучше так, чем наяву.
- Вы решили опубликовать мерзкие комментарии, которые писали нашей соотечественнице Туяре Саввиной, оставшейся в Харбине. (Туяра Саввина @tuya311 открыто и честно пишет о том, что происходит сейчас в китайском городе. Она сотрудничает с телеканалами, снимает сюжеты, про нее писали якутские СМИ- прим. ред). Почему?
- Потому что меня очень смутило то, как омерзительно ведут себя наши соотечественники. Ну за что человек может заслужить такие слова, да ещё и угрожающие. Если бы мне писали такое, я бы очень расстроилась и плакала бы весь день.
Туйаара - очень хороший человек, очень добрая и отзывчивая. Она мама двоих детей, живут в Китае уже много лет. В репортаже просто рассказала о ситуации в Харбине, что маски закончились, никого нет на улице и так далее, а люди ей пишут «сожжём, расстреляем, не приезжай». Говорят, это страх, но я не верю. Я не знаю, как этих людей можно оправдать.
Особенно смутило то, что эти люди - взрослые тети и дяди. На вид обычные мамы и папы, у них наверно ещё и дети есть. Я бы отмахнулась, если бы это были подростки, подумала бы, что это заслуга их родителей, плохо воспитали. Но это не дети. Даже они такое не пишут. Чем такие люди могут быть полезны в обществе с такой ментальной деградацией? За что у них такая обида на жизнь?
- Вы написали, что единственным светлым событием стала реакция студента Айаала Черноградского, отправившего вам маски. Расскажите подробнее об этом поступке.
- Айаал Черноградский в позапрошлом году учился в нашем университете, на языковых курсах. Услышал, что в Китае беда, и читал происходящее в общем чате земляков, стал интересоваться насчёт отправки до Китая. Потом поспрашивал насчёт масок, хватает ли нам... В тот момент как раз маски у всех заканчивались. Он и решил отправить 500 штук масок из Якутска. Посылка ЕМS дошла быстрее, чем ожидалось. Это единственный добрый поступок, который мне удалось увидеть в это нелёгкое время.
- Многие говорят, что маски бесполезны. Какие маски носят в Китае?
- Насчет пользы масок не знаю. Но нам Минздрав Китая настоятельно рекомендует носить их в общественных местах. Скорее для того, чтобы больной не распространял вирус. Маски попросили носить хирургические и с респиратором (у них есть ещё специальные названия, типа N95).
- Вы пишете, что отъезд был спонтанным…
- Мы хотели уехать ещё до того, как стал распространятся вирус. Но это был китайский Новый год (25 января) и были выходные. Таможня должна была работать с 26-го. Но потом, когда вирус быстро стал распространятся по Китаю, выходные продлили до 31-го января. Потом вообще закрыли до марта.
Мы тогда с этим смирились и решили изолироваться в квартире, пока все не встанет на свои места. Мы каждое утро открывали сайт, где можно проследить ситуацию онлайн, и каждый день читали новости, а в чатах происходило неимоверная паника. Это, конечно, угнетало.
Однажды вечером мне позвонил наш куратор, и в панике попросила уехать в Россию. Все университеты получили уведомление о том, что границу откроют для россиян один день с 13:00 до 15:00. Нас смутило то, что даже посольство не знал точные даты работы таможни. Мы решили свалить, пока в нашем городе хуже не стало.
На тот день больных в нашем городе было 15 человек из 10.000.000 (населения). Уж лучше следить за новостями за пределами Китая, а не внутри эпидемии. Многие поехали в Юго-Восточную Азию. Но в основном это те, кто живет в южной части Китая, а мы живем в самой северной части, которая граничит с Россией. Уж лучше потратить минимум времени на поездку.
- Много наших земляков осталось в Харбине? Когда планируете вернуться?
- В Харбине уже мало кто остался, остались в основном семьи с детьми. Большинство уехали на каникулы, ещё до всего этого. А другая половина - когда уже началась паника.
Я учусь в магистратуре, и являюсь выпускником. В этом году предстоит защита диссертации. Наш университет приказал всем приезжать не раньше марта. Как только ситуация станет лучше, мы поедем обратно, а то у меня предзащита назначена на середину марта.
- Чему вас научила вся эта история с коронавирусом?
- Когда впервые приехала в Китай, произошла вспышка Эболы. О ней говорили точно так же, как и сейчас, но тогда дискриминировали африканцев. Потом пришёл MERS, тогда боялись корейцев. Потом туберкулёз, затем свинка. Боже, я помню, как убегала от своей соседки, у которой опухло лицо на глазах. Но я ее поддерживала и помогала. И вот недавно была эпидемия африканская чума (нельзя было употреблять свинину), и потом эта корона. Это всё научило меня не пренебрегать здоровьем: обращаться к специалистам, а не заниматься самолечением, работать над иммунитетом, следить за гигиеной. Здоровье - это превыше всего. А также оставаться человеком, поддерживать и помогать друг другу.
@bora.april