Ысыах - праздник, который всегда со мной… Хотя эти слова были сказаны великим человеком в другое время и совершенно по иному поводу, мне кажется, они больше всего подходят к обозначению летнего якутского национального праздника. Каждый человек, считающий себя якутом, именно так определяет для себя ысыах. Люди отмечают встречу с жарким летом, Солнцем, с первой зеленой сочной травой. Как ни трудна и скоротечна жизнь, а есть в ней, к счастью, такие прекрасные национальные праздники, интерес к которым проявляют не только саха, но и представители разных народов, живущих в Якутии.
В новейшей истории республики одни праздники возвращаются, другие, как некогда кумачовые октябрьские, меняют свой статус и значение. Вот и с одним из самых символических национальных праздников – ысыахом – жизнь обошлась как с человеческой судьбой: и запрещали его, и воскрешали в несколько искаженном виде, но он вопреки политическим поветриям возвращался на Землю олонхо, не теряя своего победного народного духа.
Беды-напасти мимо нас прогони!
Официально День национального праздника Ысыах был введен Указом первого президента республики Михаила Николаева 21 июня 1991 года. А впервые широко он был отмечен 29-30 июня того же года на поле республиканского ипподрома. Как сейчас помню, стояла замечательная погода, вовсю сияло солнце. Народу собралось, как говорится, яблоку упасть негде. И это легко объяснимо. Республика только что приняла Декларацию о государственном суверенитете, царила эпоха крутых демократических преобразований…
В круг тюсюлгэ вошел алгысчыт в белой одежде. Кроме всего, текст его обращения к божествам был таков:
Горе-злосчастье от нас отврати,
Грязь-нечисть не допускай,
Беды-напасти мимо нас прогони!
Несметным богатством своим
Нас, бедных, не обделяй,
Несчастных одаривать не забывай!
Благодатью изобилия
Благодарных нас не лишай,
Счастье-долю не уменьшай!
Обращение к всевышним закончилось троекратным возгласом «Уруй!». Затем по древней традиции по кругу пустили чорон с освященным кумысом. И что примечательно, кумыс должны попробовать все, за исключением тех, кого «изобличили в воровстве и лжесвидетельстве».
Осуохай размером с олонхо
«Обновление года начинается с ысыаха, с воцарением на земле богини плодородия Айыысыт, – говорит кандидат исторических наук Римма Васильева. – Недаром считалось, что Ийэ-кут человека начинает жить именно весной, ведь только Айысыыт соединяет все его три души – «Ийэ-кут» (мать-душу), «Буор-кут» (землю-душу) и «Салгын-кут» (воздух-душу) – в единое целое. Кстати, некоторые исследователи излагают интересную версию, что от словосочетания «ийэ-кут» произошло название народа саха…
Начавшийся с вечера круговой хоровод осуохай, движущийся по ходу главного объекта поклонения ЮрюнгАйыы тойона – божества Солнца и тогда, и нынче, как в древние времена, продлится до утра, до самого восхода. Знаменитый запевала осуохая, знаток фольклора и народный хореограф Сергей Зверев – Кыыл Уола (Сын Зверя) говорил, что настоящий осуохай удается завершить в течение двух суток. Получается танец, объем которого равняется олонхо…
Якуты – народ скотоводческий, как и большинство тюркских народов, поэтому ысыах – якутский Новый год – проходил в день летнего солнцестояния 21 июня. Это все связано, безусловно, с древней историей якутского народа, его языческими верованиями. Летний ысыах оставался главным праздником, точкой отсчета Нового года…»
Бросить кочергу в огонь
Существуют определенные поверья, связанные с праздником. Так, если кто-нибудь в этот день рассердится или разозлится, то будет сердиться и злиться целый год. Если кто-то плотно поест, хотя бы и ел до этого мало, будет целый год чувствовать себя сытым.
Обилие трапезы на ысыахе должно было магически повлиять на благосостояние скотоводов в начавшемся году, процветание в будущем, богатый урожай, приплод скота. Употребление кумыса, в данном случае ритуального напитка, представляло собой приобщение всей семьи к тем силам и способностям, которые приписывались богатырскому напитку.
Ысыах всегда связан с добрым началом, светлым, радостным в жизни. Не случайно во время праздника символическая борьба двух юношей, олицетворяющих собой старый и новый год, заканчивалась победой последнего, всегда облаченного в белую одежду. В предпраздничных представлениях нашло свое отражение магическое действие – ломать старое, чтобы давать дорогу новому. К ысыаху якуты старались заменить предметы домашнего обихода, старые сжигали. Или бросали старую кочергу в огонь, чтобы старый год уехал на ней, как на коне.
Если европейские народы ставят на Новый год елку, то в Якутии эквивалентом была молодая березка – символ обновления, нежности, украшенная салама – разноцветными лоскутками.
Конечно, на Новый год обычно все гадают. У якутов ведущий ысыаха подбрасывал жертвенную ложку вверх, если она падала передней стороной кверху, то предсказывала будущее изобилие, процветание. По легендам данный вид гадания был впервые проведен предком якутов Эллеем, когда он совершил обряд кропления кумысом божествам и духам местности, открывая свой первый ысыах…
Сегодня ты играешь джаз…
Бытовали в старину и другие гадания и игры. Например, было такое популярное шутливое соревнование «обжор» – кто быстрее съест карася, при этом не поперхнется рыбной костью, или кто больше выпьет топленого масла. Бывали такие специфические таланты, которые могли выпить целое ведро. И слава о них шла по всем наслегам, как и о знаменитых силачах, победивших в хапсагае.
Как свидетельствуют архивы, в 1926 году на городском ысыахе впервые были проведены шахматные игры «живьем». Роль фигур играли комсомольцы, облаченные в белые и черные рубашки. А в 1934 году на ысыахе впервые прозвучал … джаз! Ансамбль был создан ленинградскими студентами, сосланными в Якутск по обвинению в троцкизме.
В первые годы войны была страшная засуха. Бедствие продолжалось почти всю войну. Старики говорили, что такая засуха выпадает раз в сто лет. Но в те же годы случился небывалый набег зайцев и для поддержки жителей обком партии вынес постановление не ограничивать охоту. Люди спасались заячьим мясом с похлебкой, заправленной сосновой и лиственничной заболонью. Было не до ысыахов. И все же в 1944 году, когда в воздухе уже витал привкус Победы, национальный праздник возобновили.
В приснопамятном 1986 году празднование ысыаха по районам пытались запретить. Под запретом оказался и осуохай, как отживший вид фольклора. Но ничто не властно над силой народного духа. История все расставила по своим местам…
Незаурядный День
«Прекрасно помню, как прошел первый массовый Ыhыах Туймаады на ипподроме, – вспоминает доктор филологических наук, профессор СВФУ имени М.К.Аммосова Гавриил Филиппов. – Предание говорит о том, что с тех пор как первопредок якутов Эллэй начал справлять ысыах и преподносить божествам Айыы белую пищу в виде кобыльего кумыса, стало множиться его богатство, расти табуны лошадей и стада коров, его род стал распространяться по всей Якутии. Пусть же и в наши дни священный праздник ыhыах распространяется по всей якутской земле, объединяя и радуя каждого…».
Это был всегда и есть прекрасный День, который никак не может считаться заурядным, обычным или ненужным. Даже в самые тяжелые военные годы, при всей бедности и нищете и великого горя вокруг, все равно этот день считался светлым, началом лета и все мольбы были о согласии, о мире, будущем добром житье.
В этом празднике есть очень глубокий смысл, притягательный для меня. Ысыах является днем единения, дружбы, доброжелательства людей. И исторически так сложилось, что вместе с щедростью летней природы души людей наполняются силой общения, дружбы, объединения. Чудный праздник!
Ысыах для Иохельсона
Искусствовед, профессор Зинаида Иванова-Унарова установила, что участник Джузеповской Северо–Тихоокеанской экспедиции Владимир Иохельсон приехал из Среднеколымска в селение Чурапча 5 мая 1901 года, чтобы успеть вернуться в Якутск до вскрытия Лены. Когда он рассказал местным жителям, что собирает материал для далекой Америки, где интересуются традиционными праздниками и обычаями народа саха, специально для него был устроен праздник Ысыах, во время которого Иохельсон сделал много ценных фотографий, которые мы предлагаем вашему вниманию.
Георгий СПИРИДОНОВ, SakhaDay.ru