Валерий Евдокаров — единственный в Якутске клубниковод-частник. Он выращивает сладкую ягоду с августа 2023 года в круглогодичной теплице, которую открыл в здании бывшего клуба на улице Автодорожной и назвал ее клубничной ситифермой. Несмотря на то, что каждый месяц он снимает по сто килограммов урожая, спустя полгода Евдокаров задумался о приостановке бизнеса. Редакция SakhaDay поговорила с ним о том, как ему удается выращивать клубнику в экстремальных погодных условиях и какие трудности заставляют его прекратить дело.
— С чего все начиналось?
Я окончил учебу с дипломом со специальностью «Прикладная информатика». Работал в фирме интернет-провайдера, вел проект для инвалидов. Но потом фирму закрыли, и я решил заняться клубничным делом. Не знаю, как так получилось, просто выбор пал именно на это дело.
— Долго вынашивали идею?
Где-то полтора года. Читал книги, материалы. Смотрел на ютубе, что люди подобным занимаются в Красноярске и Центральной России. И подумал: если, учитывая их сильную сельхозкультуру, это рентабельно и востребовано, то и у нас в Якутии это будет востребовано. Сперва выращивание клубники было моим хобби, а когда построил теплицу — увлечение превратилось в бизнес.
— Где находится теплица?
Я нашел большое административное здание на Автодорожной. Раньше клуб вроде был и еще какое-то производство. В этом здании построил теплицу площадью 70 квадратных метров.
— Долго шло строительство?
Я начал стройку в апреле 2023 года, а завершил в августе. Хотя мог закончить и раньше: пришлось долго ждать оборудование. Еще кое-чего не было долгое время или не мог найти.
— Что потребовалось для того, чтобы сделать теплицу круглогодичной?
Теплица построена внутри большого помещения, которое отапливается. Поэтому особых проблем с морозами нет. Внутри теплицы я создал микроклимат, специальные условия. Поэтому зима на улице или лето — без разницы. У меня кондиционеры стоят, осушители, вентиляторы, нужный им климат поддерживаю. Тепло идет от центрального отопления и от ламп.
— Сколько потратили денег?
Бюджет был около трех миллионов рублей. Основные затраты — это оборудование.
— Когда появился первый урожай?
Через месяц после завершения строительства. То есть посадил саженцы в августе, а уже в сентябре собрал первую партию клубники.
— Всего через месяц?
Да. Это все благодаря рассаде особого сорта. Получается, это уже полуготовое растение. Оно доставляется при отрицательной температуре, скажем так, в состоянии сна. И при высадке саженцы сразу же начинают активно расти. Сперва дает зеленую массу, потом цветки и плоды. Саженцы закупал в Санкт-Петербурге, а они, в свою очередь, из Нидерландов.
— Саженцы у вас хорошо прижились?
Хорошо. Ежемесячно я снимаю по сто килограммов клубники. Это с 1200 кустов. Ежедневный объем урожая — от трех до шести килограммов.
— Эти впечатляющие показатели, видимо, говорят о том, что ваш бизнес процветает?
Да, но мне, по всей видимости, придется приостановить дело.
— Почему?
Сотрудников у меня нет, работаю пока один. Я считаю, что мне не хватает компетенции и профессионализма. Клубнике нужен особый уход. Есть риск, что растение перестанет плодоносить через месяц или два, и окупаемости, соответственно, у меня не будет. Скорее всего, закрою этот сезон и заново начну в сентябре.
— Это единственная причина?
Нет. Еще подорожавшее электричество. Счет за электроэнергию — 40 тысяч рублей каждый месяц. Плюс оплата за аренду.
— Как идут продажи?
В целом, хорошо. Покупатели хвалят. У нас в республике доступна только турецкая и египетская клубника, но она в основном больше идет для украшений, тортов и т.д. Она не очень сладкая, но долго хранится, поэтому ее к нам везут. Хоть моя ягода и средних размеров, она имеет насыщенный вкус и сладость.
— А где продаете клубнику?
Клиенты сами приезжают ко мне, продаю соседям по дому. Но, в основном, собираю урожай и везу на продажу в овощные ларьки в 203-м микрорайоне. Я сдаю им клубнику, а они перепродают.
Фото: архив Валерия Евдокарова