«Жизнь доводит». Заявления детского омбудсмена Якутии о нарушениях прав ребенка

16:36 - 10.6.2021 / 1878 просмотров

Комментируя случаи издевательства над воспитанниками интерната в Усть-Алданском улусе, уполномоченный по правам ребенка Якутии Анна Соловьева заявила, что «травля существовала испокон веков и будет существовать». Мы вспомнили, какие публичные заявления по теме своей деятельности делала детский омбудсмен.

Самое раннее, что мы нашли в интернете, касается выступления Анны Соловьевой в Ил Тумэне в защиту своего ежегодного отчета в 2008 году. В ответ на замечание депутатов о несоответствии ее доклада реальному положению дел, уполномоченная по правам ребенка заявила: «Я не имею права говорить открыто, что у нас все плохо, что тяжело». На вопрос о количестве беспризорников ответила, что «беспризорность является у нас понятием сезонным, поэтому беспризорником нельзя быть круглый год». А рассуждая о проблеме детского суицида, сказала, что «жизнь доводит».

За некоторые высказывания Соловьевой пришлось отвечать перед судом. В сентябре 2010 года в селе Черкех Таттинского улуса покончил с собой школьник. После публикации в СМИ о том, что классный руководитель мальчика вызывал к нему экстрасенса, чтобы тот изгнал из него беса, в отношении педагога Сергея Бубякина было возбуждено уголовное дело о доведении до самоубийства. В статье журналист привел комментарий Соловьевой: «Как не назвать мракобесием случай приглашения в школу экстрасенса, чтобы заявить во всеуслышание, что в ребенка вселился дьявол! Чего стоят для ущемленного природой и сообществом ребенка слова классного руководителя о том, что надо освободиться от "дьявола", уничтожить, избавиться любым путем!». Детский омбудсмен заявила, что учитель вовлек в преследование ребенка 14 учеников, а последней каплей для мальчика стало то, что его не определили ни в один из классов.

Через год с учителя сняли обвинения. Он подал на Анну Соловьеву в суд с требованием опубликовать опровержение и выплатить компенсацию морального вреда. Суд первой инстанции взыскал с омбудсмена в пользу Бубякина 100 тыс. руб.

Таким же резонансным, но без судебного вмешательства, стал комментарий Анны Соловьевой по поводу разборок между учащимися СОШ №24 и Саха-Канадской школой. Эти две школы находятся в районе Аэропорта Якутска. Скандал из-за драки школьников разразился в октябре 2015 года. В пострадавших оказались мальчики из Саха-Канадской школы, один из них попал в больницу. В соцсетях начали обсуждать, что причиной конфликта стал национальный вопрос, а случаем заинтересовался существовавший тогда спортклуб «Ураанхай». В комментарии газете «Якутск вечерний» Анна Соловьева о разборке школьников сказала, что «налицо откровенная националистическая составляющая». Позже она заявила, что журналисты не так поняли ее слова.

Через несколько лет, в 2019 году, школьная тема снова оказалась на повестке. Проблема с записью детей в новую школу на 202 мкр с обучением на якутском языке в федеральных изданиях была подана с акцентом на то, что ущемляются права русскоговорящих детей. Тогда Анна Соловьева выразилась осторожнее: «Наша республика четвертый век полиэтнична. Никаких проблем (в межнациональной плоскости) нет. Представители разных национальностей, которые приезжают в республику, чувствуют себя комфортно. Никто не хочет уезжать, несмотря на суровый климат».

Другим событием, вызвавшим внимание федеральных СМИ, общественный резонанс, а также реакцию Павла Астахова, занимавшего тогда пост уполномоченного по правам ребенка России, стало обнародование в 2016 году случаев жестокого обращения с малышами в Доме ребенка в Якутске. Тогда санитарка учреждения Анна Михайлова, которая сообщила о фактах привязывания детей к кроватям, заклеивания им ртов лейкопластырями, укалывания их иголками от шприцев, рассказала журналистам, что обращения к детскому омбудсмену по этому поводу результатов не дали. На ее письмо отреагировал институт уполномоченного по правам человека. Но Анна Соловьева после заявления Астахова сообщила СМИ, что побывала с проверкой в Доме ребенка.

Оценку деятельности института по правам детей в республике начали давать публично и анонимно в 2013 году, когда в июне в Синске Хангаласского улуса исчезли бесследно маленькие девочки Аяна и Алина, а в сентябре в Якутске была изнасилована соседом четырехлятняя девочка. Эти два случая встревожили жителей небольшой республики: в поиске пропавших детей участвовали волонтеры из других районов и Якутска, в столице прошли стихийные митинги за введение смертной казни в отношении педофилов. К теме борьбы с преступлениями против детей подключились общественные организации и политические партии. Были собраны подписи под резолюцией с предложением принять комплекс мер по противодействию и профилактике насилия над детьми. Во время обсуждения этого обращения в Общественной палате республики Анна Соловьева обвинила общественников в нагнетании ситуации, а депутатов в зарабатывании политических очков. Тогда общественность заговорила о слабой работе института уполномоченного по правам ребенка в республике, а Соловьева подверглась публичной критике со стороны главы республики Егора Борисова.

Во второй раз такие разговоры пошли после жестокого избиения восьмиклассницы СОШ №18 Якутска в 2015 году. После инцидента также был организован митинг, где участники предложили Соловьевой покинуть пост.

Однако в июне 2016 года Анна Соловьева была вновь избрана омбудсменом по правам детей, а в августе получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Свою должность Соловьева занимает с марта 2003 года.

Сегодня стало известно, что на случай об издевательствах над воспитанниками усть-алданской школы-интерната отреагировала уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова. Она обратилась в прокуратуру Якутии с просьбой провести проверку по информации, появившейся в СМИ.

Sakhaday.ru