×

Глеб Перязев: «В опере нельзя притворяться. В ней нужно жить»

10:05 - 22.10.2025
Глеб Перязев: «В опере нельзя притворяться. В ней нужно жить»

Творческая встреча артистов Якутского театра оперы и балета с солистом Мариинского театра, лауреатом XVII Международного конкурса им. П.И.Чайковского Глебом Перязевым стала одним из вдохновляющих событий фестиваля «Чайковский-фест. Якутск». Молодой, харизматичный, с блестящим чувством юмора и безупречной профессиональной культурой, он говорил не только о вокале, но и о жизни, дисциплине, конкуренции. Даже о рыбе и спорте.

В зале царила почти мёртвая тишина: Перязев говорил с той внутренней собранностью, которой пропитана русская вокальная школа — от консерватории до сцены Мариинки.

«Петь в микрофон — не меньшая профессия»

— Меня часто называют «микрофонным певцом», — заметил кто-то из артистов. И
Глеб улыбнулся:

— Это тоже искусство, и далеко не каждый оперный певец способен на это. Попробуйте дать микрофон половине Большого театра — и вы увидите, что не все смогут! Это не шутка. Петь красиво и полноценно в микрофон — это особое умение, и здорово, что вы этим владеете.

Мариинский — это не мечта, а испытание

О Мариинском театре мечтают многие, но, как говорит Перязев, мало кто понимает, что за этой мечтой скрывается.

— Это не просто сцена, это другой мир. В консерватории студенты попоют сорок минут в день и уходят. Как бы мы попели — всё, пошли борщи варить, или на машине кататься.
А у нас работа идёт с утра до вечера, без выходных, без больничных. Ты обязан быть в форме ежедневно. Заболел — виноват сам. Не спел спектакль — тебя заменят, и через два раза ты окажешься на улице.

В театр попасть несложно. Достаточно просто подготовить хорошую арию или хорошую программу, поймать момент и прослушаться. Но спеть спектакль — это одно, а удержаться и стать солистом на долгие годы — это совсем другая история.

«Концертмейстер — 80% успеха»

Для Перязева концертмейстер — не аккомпаниатор, а соавтор.

— Это человек, который вкладывает в тебя музыку, стиль, тот, кто чувствует твое дыхание певца раньше, чем ты сам вдохнёшь.

У нас в театре есть «ведущий концертмейстер» — тот, кто готовит всё музыкальное полотно спектакля. И если у тебя есть такой человек, это огромное счастье.

Мой педагог, народный артист Владимир Ванеев даже шутил на этот счёт: «Обязательно найди себе жену-концертмейстера — это самый бескорыстный и правильный вариант».

«Дон Жуан с пузиком»

Перязев не скрывает, что в спортзал стал наведываться не так давно.

— У меня много героических партий — «Руслан», «Князь Игорь», «Дон Жуан»... Дон Жуан с пузиком — то еще зрелище! Я понял, что пора в спортзал, когда за полчаса до спектакля не смог застегнуть костюм. Костюмеры бегали по театру в панике...

Форма — это уважение к зрителю. Если ты на сцене, ты не имеешь права быть ленивым. Артист должен быть примером и следить за собой.

О конкуренции и зависти

— Конкуренция в творчестве должна быть только с самим собой, — считает Глеб Перязев. — С собой вчерашним, с собой завтрашним. Что касается интриг, то они есть везде. Но если тебя не поставили на премьеру, нужно спросить себя: что я не доделал, что сделал хуже других?

Это единственный честный путь.

«Важно найти нужное ухо»

— Я окончил музыкалку как пианист. А в школьном хоре пел, чтобы не ходить на физику. И мне попался хормейстер с ухом, и он сказал: «У меня подозрение, что у тебя есть какие-то данные».

А моя мама очень хотела, чтобы я поехал учиться в Петербург. Причем неважно, на кого. И «мои данные» показались ей хорошей зацепкой, и я оказался в Петербурге, поступил в Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена и попал в класс Владимира Ванеева.

Так получилось то, что получилось. Так что важно, чтобы рядом в какой-то момент оказалось нужное ухо. Причем всю вашу карьеру, а не только когда вы начинаете. И когда вы в театре, важно иметь человека, которому вы доверяете, у которого есть слух, который может в любой момент прийти в зал, вас послушать, и сделать какие-то ценностные комментарии.

Всем желаю найти правильное нужное ухо!

Без фанатизма и диетического идиотизма

- Действительно, фониаторы иногда советуют пятьдесят граммов коньяка на ночь, — смеётся он. — Но к алкоголю быстро привыкаешь, и очень часто потом люди начинают нервничать, пить перед спектаклем и во время спектакля. Я глубоко убеждён, что алкоголь — это вред. Он отбирает силы, отбирает мозг, начинаются просадки по тексту и так далее.

А что касается рациона питания, то это как у всех. Но не острое, не перчёное. Просто соблюдать здоровый умный рацион, без какого-то идиотизма, без перегибов.

Мариинский — золотой театр баритонов

— Сегодня в Мариинском — как минимум четыре баритона мирового уровня. Мало где в мире такое количество блестящих певцов, как в этом театре. Это всегда завораживает. У меня очень много коллег, которым я просто помогаю, слушаю их записи, и куда бы я не приехал, о них рассказываю. И да, хожу на спектакли, слушаю и чему-то учусь у них.

Когда педагог — это кумир

В России масса блестящих басов. Но вашим кумиром должен быть ваш педагог — и это обязательно. Либо вы полностью ему доверяете, и значит, полностью следуете его линии, являясь при этом его фанатом, либо ваше недоверие к педагогу не приведет вас к успеху.

Все мы хотим быть похожи на своих педагогов, быть его главным фанатом. Всем нужно в жизни такого человека найти.

Русская вокальная культура — одна из самых сильных в мире

— Из русских композиторов за рубежом популярны, безусловно, Чайковский, Шестакович, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, да все наши классики! Когда в новостях говорят, что идет отмена русской культуры — да нет, это просто невозможно. Наш культура идет по всему миру, представлена нашими солистами.

Мы у нас в театре видим, что вот этот приехал из Нью-Йорка, этот еще откуда-то и так далее, и весь ведущий репертуар они там на себе тащат. И если их там не будет, то некому будет это делать, и тогда эти театры понесут большие финансовые потери. Так что в этом плане за наш классический музыкальный мир большая гордость.

Государство, культура и зритель

— Великий театр оценивается по лучшим спектаклям. Это важно понимать. Но если вы придёте на любой рядовой спектакль в Метрополитен Опера, вы очень сильно удивитесь низкому уровню. Потому что любой театр на текучке зарабатывает деньги на дорогие спектакли. А у нас есть огромная государственная поддержка, один только президентский фонд культурных инициатив, который в данный момент поддерживает проект «Чайковский-фест. Якутск», чего стоит.

Нигде в мире такого нету, чтобы государство спонсировало частные культурные инициативы. А это обогащает культуру невероятно. За рубежом это спонсорские средства, и эти деньги нужно где-то набрать. Вот их и набирают на дешевых спектаклях. Соответственно, средний уровень театра — это одно, а высший — это другое. И на этом уровне идёт русский репертуар, и маэстро Валерий Гергиев был главным приглашённым дирижёром театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке с 1997 по 2002 годы.

«В Европе страшно: не знаешь, во что тебя оденут»

— Европейская сцена порой пугает. Ты подписываешь контракт, а потом узнаёшь, что спектакль — откровенная порнография. Либо плати штраф, который в три раза больше обещанной тебе за работу суммы и отказывайся, либо участвуй. А я консерватор. И если это опера — я хочу видеть костюмы, эпоху, оркестр.

Зачем приходить в театр на непонятно что?!

Первый успех

Моя первой партией была партия Василия Собакина в «Царской невесте», исполненная в 19 лет в 2014 году в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Эта история как раз про конкуренцию.

Я — приехавший из Иркутска мальчик, который не очень сразу понял, куда попал. Я даже в Иркутске не был никогда в театре!

А тогда одного солиста, который исполнял все главные партии, забрали в Большой Театр, и очень многие стали бороться за его место.

И я говорю: «Можно я попробую выучить?» Нанял концертмейстера — свою знакомую, и мынедели две с утра до вечера учили эту партию.

Даже мой педагог Владимир Борисович Ванеев, может быть, в тот момент в меня не верил. Но я в какой-то день пришел, говорю: «Можно я попробую спеть?» — «Кого?» — «Собакина, — говорю, — Я там выучил партию...»

И я ему спел всю партию. И он так обалдел, что тут же меня взял за ручку и отвел в театр.
В общем, через какое-то время я уже дебютировал в блестящей постановке художественного руководителя театра Станислава Гаудасинского — одного из великих русских оперных режиссеров. Я его ещё застал, и даже у него поработал, и сразу попал в такую жесткую, очень профессиональную атмосферу. То есть это была партия с очень хорошей, невероятной закалкой.

Ритуал перед выходом

— Я люблю поздороваться с залом, как с живым существом, потому что зал — это акустика. Акустика — это нечто мистическое, что должно тебе ответить. Если акустика тебе не ответит, успеха не добьешься.

И тут важно попросить зал ответить тебе взаимностью. Тогда, может быть, придет какой-то успех.

О рыбе, мясе и Якутске

— Я обожаю рыбу! Когда я ехал сюда, в первую очередь думал о кухне. Я же был в Якутске год назад в ноябре! Единственное, что всегда боюсь есть всё мороженое: боюсь за горло. Но устоять невозможно. А ещё люблю мясо — особенно когда дирижёр Алексей Асланов жарит его у себя на даче.

Хороших певцов — наперечёт

— Как найти контракты с зарубежными театрами? Они сами вас найдут. Система агентов очень развита. Есть 4−5 суперагентств, в каждом по нескольку агентов. Они просто ездят по конкурсам, по другим театрам, по спектаклям и так далее. И если вы хорошо поёте, и, главное, убедительно, как артист, интерпретируете какие-то вещи, то у вас в любом случае будет работа.

Потому что хороших специалистов, в том числе, в вокале, мало. Как говорит Владимир Борисович Ванеев, если бы все пели хорошо, у нас бы работы не было.

Чтоб и через 20 лет у нас была работа

— Моё увлечение — это блог обо всём: о жизни, каких-то профессиональных аспектах. Занимаюсь просветительской деятельностью в интернете.

В прошлом ноябре, кстати, я сделал клип об Якутске — одна из моих самых довольно подробных работ. Через это свое увлечение я пытаюсь привлекать в театр новых людей. Искусство ведь понятие элитарное, а чтобы оно стало более понятным, зрителя надо просвещать и привлекать. Иначе у нас через 20 лет не будет работы.

А людям интересно, как работает театр, что за кулисами. А потом они начинают приходить на спектакли, и я знаю с десяток человек, которые случайно наткнулись на мой блог и после этого стали театралами.

Билеты в театр не должны быть дешевыми

Попасть в Мариинку зрителю гораздо проще, чем многие думают. У нас идет очень много спектаклей, где билеты можно купить всего за 400 рублей. По сравнению с московскими ценами, это недорого. Зачастую дешевле съездить в Петербург вместе с билетами, проживанием и всем-всем-всем, чем сходить в Большой Театр — он всегда был элитарным, еще в советские времена.

Но так в Москве есть еще много хороших и доступных театров: Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Геликон-опера, Новая опера...

Но я не считаю, что билеты в театр должны быть дешевыми. Известный оперный певец, заслуженный артист России, солист Мариинского театра Евгений Никитин сказал: не надо заставлять детей ходить в оперный театр. И ты должен сам заработать себе на билет. Купить себе хороший костюм, своей даме — красивое платье, подарить ей букет, пойти в театр, там купить ей бутерброд с икрой, шампанское и провести хороший вечер.
Ты должен это сделать за свой счёт. Тогда ты успешен.

Кто знает?!

23 октября в Государственном театре оперы и балета Якутии состоится показ оперы Петра Чайковского «Иоланта» — ключевого события «Чайковский-фест. Якутск». Проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

И кто знает — возможно, именно этот показ в главной роли с солистом Мариинского театра Глебом Перязевым и и эта творческая встреча с ним вдохновит кого-то из молодых артистов Якутии на собственный путь к большой сцене.

Фото Кристины НОВГОРОДОВОЙ

Новости Якутии в VK
Читать
Прокомментировать в Telegram
Перейти