Уголовно-ссыльные в Якутии: «вели себя вызывающе»
Продолжим рассказ про уголовно-ссыльных в Якутии, как они жили и чем занимались.
Напомним, истории об их жизни и взаимоотношениях с местным населением основаны на архивных документах. Их исследовала и собрала архивист Антонина Борисова, до этого проработавшая заведующей читальным залом в Национальном архиве республики. Ее исследование было опубликовано в журнале "Якутский архив". Приведем наиболее интересные истории.
«Питаются одним кислым молоком»
По архивным данным, в 1881 году в Сунтарском улусе в ссылке находилось более 30 поселенцев, среди которых большинство были уголовно-ссыльные. Как мы помним, социал-революционерови других политических ссыльных отправляли в северные округа Якутской области: Верхоянский и Колымский округа.
Летом того же года в Сунтарском улусе наблюдался неурожай, посеянный хлеб был побит ранними заморозками, трава истреблена саранчой, в августе произошло наводнение, вода унесла скошенное сено.
«Тогда голова улуса Яков Павлов обратился с просьбой в Вилюйское окружное управление приостановить высылку к ним ссыльных до будущего урожая. Сами ссыльные заявляли о том, что по неимению у инородцев хлеба голодают, питаются одним кислым молоком и то дают им весьма ограниченно», - рассказывает архивист подробности жизни ссыльных в наслегах Якутии в неурожайные годы.
На своем собрании в конце августа 1885 года жители Торбоховского наслега решили просить больше не отправлять к ним ссыльных: в наслеге на 350 жителей приходилось 5 ссыльных, тогда как в других наслегах с большим количеством населения приходилось по 2 или 3. Но в просьбе жителей наслега Вилюйской округ отказал.
Полный интернационал
Среди уголовно-ссыльных были не только русские, но и татары, башкиры, евреи – Гершгорин, Гольберг, Койфман, Робинер. Казалось бы, что такие богобоязненные и законопослушные люди, как считали их в народе, должны были вести себя тихо-мирно, но на самом деле, это было не так. Например, Адам Гершгорин был осужден за кражу денег, вещей и револьвера, за взлом и ограбление церкви (!). По приговору суда и по указу иркутского губернатора, Гершгорин провел в тюрьме один год в кандалах, потом был сослан в Колымский округ. Отбыв там наказание, его перевели в Средневилюйский улус, оттуда в Сунтарский по прошению самого Гершгорина. По архивным данным, у него была жена, торгующая мещанка Иркутской губернии и дочь. Гершгорины занимались торговлей мануфактурой и продуктами, завели хозяйство, сеяли хлеб.
В апреле 1899 г. за оскорбление местного священника, Вилюйским окружным полицейским управлением Гершгорина приговорили к месяцу заключения в Вилюйском караульном доме. Но ехать отбывать наказание Гершгорин отказался, заявив: «По болезни ехать верхом не могу».
«…Козин никакого хозяйства и семейства не имеет, ничем не занимается кроме как картежной игрой, вечно пьянствует и пьяный, имея при себе револьвер и нож, угрожает каждого убить
…Просит очень часто и почти у каждого встречного взаймы, угрожая если получит отказ. Якуты и все русское население улуса боятся его и избегают встречи с ним», - приводятся примеры из жизни уголовно-ссыльных из архивных источников.
В ссылку за различные провинности ссылались и сами местные жители. Филипп Давыдов из Западно-Кангаласского улуса был был осужден Якутским окружным судом за кражу коров и лошадей. В наказание он получил 70 ударов кнутом, полгода пробыл в тюрьме после чего был сослан в I-й Нерюктейский наслег Сунтарского улуса.
По архивным данным, на 1 января 1909 года в Хочинском улусе (центр - с.Тойбохой) Вилюйского округа числились: сосланные за бродяжничество – 11 человек, за уголовные преступления – 30, административно-ссыльные по приговорам – 21 (башкиры Ново-Александровского селения Сунтарского сельского общества). Эти данные касаются только лиц мужского пола, члены их семей не учитываются.
«Вели себя вызывающе»
«Архивные документы свидетельствуют, что ссыльные вели себя вызывающе, доставляли много беспокойства местным жителям. От них поступало много жалоб в родовое управление. Так, Адам Гершгорин слыл человеком дерзким, не повиновался местным властям, имел постоянные тяжбы с жителями», - подытоживают историки и архивисты.
Подготовил Аркадий Лебедев
Фото из открытых источников