АЛРОСА поддерживает инициативы школьников
В Малой академии наук реализуется программа Всероссийской образовательной инициативы «Сириус. Лето: начни свой проект», которая направлена на вовлечение талантливых школьников в решение проектных задач, связанных с актуальными проблемами науки, технологии и бизнеса. Одним из партнеров инициативы в Якутии является АЛРОСА, на примере которой школьники представили свои проекты.
Высокоточные проекты для реального применения
В Политехническом институте (филиале) СВФУ им. М.К. Аммосова в г. Мирном завершается третий сезон федеральной программы «Сириус.Лето: начни свой проект». В этом учебном году более 50 школьников из районов Республики Саха (Якутия), других регионов РФ и стран СНГ смогли реализовать свои проекты.
Ребята проводят серьезную работу под руководством преподавателей и под наставничеством студентов. Они предлагают прикладные модели совершенствования различных технологий в науке и производстве.
Одним из проектов является «Проектирование и разработка математических моделей энергосберегающих режимов работы технологических установок промышленных предприятий», в котором ребята, работая с АЛРОСА, предлагают действенные методы энергосбережения в промышленных предприятиях компании.
Проектом руководит доктор физико-математических наук, директор Политехнического института Александр Семенов. Он рассказал, что в его проекте участвуют трое наставников-студентов и 14 школьников из г. Мирного РС(Я), Тюменской, Новосибирской, Омской, Орловской, Астраханской областей и Казахстана. Проект носит прикладной характер и нацелен на оптимизацию систем энергосбережения на промышленных предприятиях при помощи информационных технологий.
О проектах мы узнали у наставников проектов.
«Проектирование и разработка математических моделей энергосберегающих режимов работы технологических установок промышленных предприятий»
«Нам удалось познакомиться с предприятиями АЛРОСА, процессами добычи и обогащения сырья, электроэнергетическими системами промышленных предприятий региона. Чтобы понять принципы применения типовых технологических установок на промышленных предприятиях, изучили опыт компании. Попутно ребята вникали в основы электротехники, знакомились с пакетом программ для математического моделирования MatLab», – рассказывает Дарья Казазаева, студент МПТИ (ф) СВФУ, наставник команды.
В проектную группу вошли: Софья Абдалова, 8 класс МАОУ «ГИМНАЗИЯ №16» г. Тюмени, Герман Клех, 8 класс МАОУ «СОШ №92» г. Тюмени, Дмитрий Кривощеков, 9 класс МАОУ «СОШ №92» г. Тюмени, Алина Турдахунова, 8 класс МАОУ «СОШ №8» г. Мирный, Егор Хаков, 9 класс МАОУ «СОШ №92» г. Тюмени.
Ребятам удалось спроектировать универсальную модель технологической установки промышленного предприятия.
«На основе этой универсальной модели разработана математическая версия в пакете программ MatLab. Ребята заканчивают разработки индивидуальных моделей отдельных технологических процессов на обогатительной фабрике согласно тематикам проектных задач», – сообщила наставник.
Ученица 7 класса СОШ №12 г. Мирного Александра Якушева занимается проектированием и разработкой математической модели вибрационного питателя обогатительной фабрики №3 Мирнинско-Нюрбинского ГОКа. Такая математическая модель представляет собой так называемый «цифровой двойник» реально действующей установки, на основе которой можно будет исследовать энергосберегающие режимы её работы.
«На занятиях я познакомилась с прикладными программами для моделирования, узнала много нового и интересного об объектах и предприятиях АЛРОСА, а также углубила свои знания по физике и информационным технологиям», – поделилась Александра.
«Совершенствование процессов переработки кимберлитовых руд на алмазоизвлекающих фабриках»
Такой проект представила команда студента-наставника Юрия Подкаменного –магистранта 2 курса ИМИ СВФУ. Члены команды: учащиеся МАОУ «СОШ №12» Мирнинского района Дьулусхан Мекюрдянов, Виктория Снычева, Дарья Вавилина, учащиеся Политехнического лицея Мирнинского района Тихон Дмитриев, Анастасия Тур, учащаяся МБОУ «СОШ №7» Дарья Киржаева, учащийся второго курса МРТК Владислав Кузнецов.
«Я занимаюсь научно-исследовательской деятельностью уже 11 лет и передаю свой опыт школьникам для проведения исследований. Провожу лекции по направлению, мастер-классы, практические занятия на базе лабораторий кафедры «Горное дело» МПТИ (филиал) СВФУ, занимаемся проработкой проектных решений, помогаю правильно анализировать полученные данные. В рамках программы Сириуса учащиеся посетили с экскурсиями СТ «Алмазавтоматика», Вилюйскую геологоразведочную экспедицию, Музей кимберлитов, Обогатительную фабрику №3 МНГОК АЛРОСА», – сообщил Юрий Подкаменный.
Он отметил, что в Мирнинском районе научно-техническая база развивается во многом благодаря большой поддержке АЛРОСА в области профориентации. Так у школьников появился шанс детально прорабатывать проекты, закупать необходимые запасные части, выезжать и представлять свои решения в различных конференциях – как республиканского уровня, так и российского. Юрий уверен, что апробация и публичная защита проекта перед экспертами на научно-практических конференциях является порой ключевым навыком в научно-техническом развитии школьников.
«Суть нашего проекта заключается в снижении потерь алмазов в процессах сепарации руд без экологического ущерба. Использование новых методов опробования и контроля за технологическими процессами позволит улучшить экономические показатели и создавать суверенные цепочки на базе отечественных разработок. Ребята очень активные, об этом говорит хотя бы то, что все они успешно прошли в республиканский этап научно-практической конференции «Шаг в будущее» и заняли призовые места. А на всероссийском этапе, который проходил в стенах МФТИ имени Баумана, Тихон Дмитриев с проектом «Разработка цифрового двойника комплекса измельчения обогатительной фабрики» и Дьулусхан Мекюрдянов с проектом «Разработка индикаторов алмаза для тяжелосредной и рентгенолюминесцентной сепарации» стали лауреатами 1-й степени, их работы признаны лучшими среди школьников России», – рассказал Юрий Подкаменный.
В процессе работы над проектом школьники участвуют в различных научно-практических конференциях, а по завершении они принимают участие в отчетной конференции Всероссийской программы «Сириус.Лето: начни свой проекта». Лучшие решения находят дальнейшую поддержку в лице партнеров проекта. Одним из таких ярких примеров является проект Дьулусхана Мекюрдянова, которым заинтересовались в «Алмазах Анабара». Руководство компании предложило ему испытать технологию после доработки проекта.
Решить поставленную задачу
Программа «Сириус. Лето: начни свой проект» объединяет активных и инициативных ребят, которые вовлекаются в решение проектных задач, стоящих сегодня перед наукой и бизнесом.
«Наша академия активно подключилась к программе “Сириус. Лето: начни свой проект”, и сегодня наши дети работают над рядом проектов. Одним из наших партнеров является АЛРОСА. Компания активно принимает участие и ставит реальные, практические задачи. Далее к их решению подключаются студенты, аспиранты и школьники, которые вместе работают над проектом в течение года», – рассказала начальник научно-методического отдела Малой академии наук РС(Я) Яна Лаптева.
Программа «Сириус. Лето: начни свой проект» позволяет школьникам углубиться в тонкости технологического процесса, освоить проектную и научно-исследовательскую деятельность, а также помогает определиться с будущей профессией через решение конкретных производственных задач.
В конце учебного года в рамках программы «Техномодуль АЛРОСА» запланирована конференция с участием экспертов от АЛРОСА, где будут рассмотрены работы и принято управляющее решение по ним. Многие ребята продолжат дорабатывать свои проекты в следующем году, а также готовить укрупненные испытания по ним. При положительных результатах можно их рекомендовать к внедрению и готовить заявки на регистрацию результата интеллектуальной деятельности.
Подготовил Андрей ШИЛОВ