×

"Мы сами придумываем границы, и боимся выходить за них", - Антонина Гаврильева о своей поездке в ООН

12:33 - 11.5.2017
"Мы сами придумываем границы, и боимся выходить за них", - Антонина Гаврильева о своей поездке в ООН
Наша землячка Антонина Гаврильева – Елизавета рассказала Sakhaday о своем выступлении в ООН, наделавшем много шума. Напомним, что в этом году на 10-м заседании  XVI пленарной сессии ООН в Нью-Йорке она сообщила о попытках аннулирования статуса особо охраняемых природных территорий в угоду интересам транснациональных корпораций. В частности, Антонина Гаврильева рассказала о том, что существование территории «Марха» в Нюрбинском районе препятствует добыче алмазов АЛРОСА.
- Идея моей поездки в ООН началась с обсуждения на форуме «Дьоhун саас» в ykt.ru. В прошлом году во время очередного спора кто-то высказался, мол, чем сидеть и писать зря, лучше бы обратились в Организацию Объединенных Наций. И я решила действовать. Отправить представителя нам советовали именно на форум по правам коренных народов. Переговорила с Сулустааной Мыраан, и она предложила отправить меня. Я подумала, почему бы и нет. Опыт поездки в США у меня уже был. Накануне мы с мужем провели два незабываемых месяца в Америке. Там мы взяли автомобиль напрокат и объездили всю страну.
index.jpg11
Для того, чтобы официально выступить в ООН, необходимо представлять зарегистрированную общественную организацию. Я ездила в ООН как представитель организации «Тёлкё» («Судьба"). Знаю, что якутяне тоже ездят в ООН, но исключительно с культурной миссией.
Антонина Гаврильева с Эльзой Стаматопулу - юристом, профессором Колумбийского университета. С 2003 по 2010 год она руководила секретариатом Постоянного Форума.
Антонина Гаврильева с Эльзой Стаматопулу - юристом, профессором Колумбийского университета.
С 2003 по 2010 год она руководила секретариатом Постоянного Форума.
В прошлом году случился казус из-за незнания английского, когда я пропустила объявленное выступление. Но мне разрешили выступить, несмотря на это.  Я озвучила проблему раздачи дальневосточного гектара. Тогда делегация из России достаточно настороженно отнеслась ко мне. И даже после моего доклада сообщили, что я выступила на эмоциях. В этом году представители делегации России меня поддержали. Средства на мои поездки собирал народ. В этом году необходимую сумму удалось собрать с опозданием. Поэтому я приехала на вторую неделю форума, когда для выступлений остался лишь один день. Благодаря помощи земляков, живущих в Америке, я смогла озвучить проблему и задать вопросы в соответствии с форматом. После доклада у меня взяли 15 экземпляров моего текста.
С Чандрой Рой Хенриксон - руководителем секретариата Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов
С Чандрой Рой Хенриксон - руководителем секретариата Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов
Мне сейчас говорят, что выступление в ООН силы не имеет. На самом деле все проблемы, озвученные на форуме, изучают эксперты. На их основе готовится резолюция. Далее ООН доводит озвученную проблему до правительства России. То есть в любом случае мы говорим не в пустоту. Поясню, что Россия в числе 11 государств не ратифицировала Декларацию прав коренных народов, в которой прописаны основные требования. Поэтому резолюция форума носит рекомендательный характер. Также на основании выступлений мы можем обратиться в Женеву, в Европейский суд. В прошлом году мы c Сулустааной Мыраан обратились к Владимиру Путину по вопросу ратификации Декларации прав коренных народов. Но мне пришел ответ, что президент РФ, как гарант Конституции РФ, может общаться только по конституционным вопросам. На повторное предложение об обсуждении ст. 5 Конституции России, о праве наций на самоопределение, мне не ответили. 6 Антонина Гаврильева – Елизавета считает, что все в наших руках:
- Я обычная пенсионерка, живу в деревне, у меня образование 10 классов. И даже я смогла выступить в ООН с международной трибуны. Не понимаю, почему не могут защитить наши интересы депутаты Ил Тумэна, многочисленные депутаты районов и поселений. Меня вдохновил немногочисленный народ Сан-Марино в Италии, отстоявший свои права еще во времена Наполеона. Их всего 30 тысяч человек, и они живут в независимом государстве. Мне сейчас говорят, что саха – некоренной народ. В Декларации коренным народом признается народ со своей территорией, культурой, языком, религией, самобытным образом жизни. Кроме того, коренным народом считается народ, первым освоивший территорию. Уверена, что мы сами придумываем ограничения, и боимся выходить за них. Все границы и страхи – у нас в голове. На самом деле, если бы занималась чем-то запрещенным, то меня бы не выпустили. Я и организация ОО «Сомоҕо Күүс» ( Объединенная Сила) действуем в рамках правового поля. Моя цель – в отсутствии ратификации Декларации прав коренных народов добиться, чтобы земли коренных народов не раздавали и не сдавали в аренду, чтобы транснациональные корпорации были обязаны соблюдать права коренных народов. Аида Иванова