Авиакомпании малой авиации Якутии знают, как снизить стоимость авиабилетов на внутрирегиональных маршрутах
С сентября 2022 года авиакомпании малой авиации Якутии могут работать в режиме «авиатакси», имея в аренде или в собственности один самолет с пассажировместимостью до 55 мест, включая легкие воздушные суда. Нововведение может позволить снизить стоимость авиабилета для жителей труднодоступных сел в три раза. Но для этого властям Якутии необходимо принять ряд решений.
Как можно помочь частным перевозчикам?
Главное из них — сохранение АО «Республиканская лизинговая компания», через которую перевозчики смогут приобретать самолеты. Это позволит им воспользоваться субсидиями по возмещению лизинговых платежей по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011. Государство возмещает часть затрат только при условии покупки воздушных судов через лизинговую компанию, объясняет председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.
Параллельно ассоциация предлагает открыть кредитную линию для авиакомпаний малой авиация в АЭБ по ставке не более 3% годовых сроком до 20 лет. Выпадающую часть доходов банка из-за пониженной ставки необходимо компенсировать из республиканского бюджета, считают авиаперевозчики. «Такой дополнительный механизм приобретения самолетов подстегнет темпы обновления авиапарка. Он может применяться на б/у самолеты не дороже 25 млн рублей и старше 10 лет (например, на самолеты Ан-2), так как возмещение лизинговых платежей по вышеуказанному постановлению правительства РФ не предоставляется на самолеты старше 10 лет», — говорит Лукин.
Что может получить пассажир?
Эти меры позволят авиаперевозчикам обновить парк, обзавестись воздушными судами и начать работу на рынке региональных авиаперевозок. Создающаяся конкуренция позволит снизить стоимость авиабилетов. Например, сейчас перелет с «Полярными авиалиниями» до поселка Сангар пассажиру обойдется в 6,2 тысяч рублей. Это с учетом 70% республиканской субсидии авиабилета стоимостью около 21 тысяч рублей. Такая поддержка госкомпании оказывается даже в отсутствие у нее лизинговых платежей за самолеты Л-410, на которых эти полеты совершаются.
Частные перевозчики могут перевозить по этому направлению одного пассажира за 6,5 тысяч рублей при условии частичного возмещения лизинговых платежей, предусмотренного решением федерального правительства. Если будет возмещение лизинговых платежей со стороны республиканского правительства, то авиабилет до Сангар будет стоить 4,7 тысяч рублей, говорит Иван Лукин.
Радиус полета самолетов малой авиации — 600 км. Но с восстановлением посадочных площадок и созданием опорных аэропортов повысится транспортная доступность и в северных районах республики. Жители этих районов будут иметь круглогодичный доступ в райцентр, Якутск воздушным путем по приемлемым ценам.
Есть ли решение у правительства Якутии?
Однако, как мы выяснили, Минтранс Якутии не имеет стратегических мер по решению транспортной доступности для жителей республики, которая последует при поддержке коммерческого рынка авиаперевозок. Об этом говорится в письме Минтранса в ответ на депутатский запрос Федота Тумусова. Ведомство сообщает, что Минтранс республики не рассматривает вопрос создания новой или сохранения существующей «Республиканской лизинговой компании». Власти вместо этого готовы предоставить льготные займы на приобретение и перегон воздушных судов Ан-2. Размер кредита составит до 5 млн рублей на одно воздушное судно, следует из доклада зампреда правительства Кирилла Бычкова на встрече с депутатами по обсуждению мер поддержки экономики в условиях западных санкций.
В сообщении не уточняется объем займа. Кроме того, по словам Ивана Лукина, в республике только один частный авиаперевозчик имеет сертификат эксплуатанта, разрешающий выполнять авиационные работы на самолетах Ан-2. Это связано с тем, что в отраслевых учебных заведениях полностью приостановлено обучение пилотов для эксплуатации Ан-2. Государственные летные училища и частные авиационные учебные центры обучают пилотов только на самолеты Cessna и Diamond.