Айаал Лазарев о подготовке к Олимпиаде, здоровье, хейтерах и о том, что будет дальше
Участник Олимпиады Айаал Лазарев, выступавший за команду Киргизии, провел прямой эфир, в котором поблагодарил болельщиков, поддерживающих во время побед и проигрышей. Он откровенно рассказал о том, в каком состоянии он пришел к Олимпиаде, что повлияло на результат, как относится к поражению, и что будет дальше.
Напомним, что Айаал Лазарев, выступающий в весовой категории до 125 кг, защищает честь Киргизии. На Олимпиаде он проиграл Гейблу Стивесону и Таху Акгулю в утешительной схватке. Это вызывало разочарование якутян, которые верили и надеялись на хороший результат.
Поражение
Айаал Лазарев рассказал, что поражение всегда является огромным ударом:
"Спорт он такой, это жесткий вариант жизни. Он напрямую показывает, как бывает в жизни. Когда ты выигрываешь, около тебя много друзей, как только познаешь горечь поражения, то многие меняются, ты становишься их врагом, как будто ты их лично обидел.
Я таких людей никогда не понимал.
Поражение для спортсмена всегда является огромным ударом, испытанием. Никто не тренируется и не ездить на соревнования с целью проиграть. Все настроены на победу. Но без испытаний не обойтись. Поражения в спорте я стараюсь принимать как испытания характера, духа, чтобы не ломаться психологически и морально, потому что в жизни есть куда более серьезные удары. И поражения в спорте не настолько критичны».
Травмы
Спортсмен сообщил, что у него множество травм:
«Конечно, я отдал этим соревнованиям всего себя, не жалея. Это мой выбор, моя жизнь. И если я не буду готовиться серьезно, то буду обманывать себя, терять свое время. И поэтому я, как и любой спортсмен, готовлюсь с максимальной отдачей. Но в единоборствах есть такие вещи, как травмы. Они имеют тяжелые последствия. Наверное, эти последствия возникли, потому что я многого не знал, когда начал заниматься в тяжелом весе. Я начал очень поздно, в 23 года только начал серьезные тренировки. К 30-ти годам за 7 лет мы успели завоевать медали, титулы, набраться опыта. Но из-за того, что не было спарринг-партнеров, опытных наставников в тяжелом весе, мы шли наощупь, из-за чего и появились травмы, которые накапливаются.
Определенная цена есть у всего, надо быть готовым ее заплатить. В основном, платим здоровьем и временем.
При подготовке к этим соревнованиям были огромные проблемы со здоровьем. На обоих коленях порваны мениски, поясница, стерты межпозвоночные диски. Мне было элементарно сложно встать со стула. В последние полтора месяца мы готовились на уколах, обезболивающих.
Цена была озвучена - Олимпиада. И отказываться, сниматься уже не было варианта. Надо было идти до конца. Мы приложили все, как могли подготовились, но все-таки я не смог преодолеть эти боли. Потому что любое резкое движение бьет в поясницу, ноги сами подкашиваются. Я даже не понимал, как оказался на коленях. Боль, как самая противная зубная боль, бьет по суставам, и ты теряешь равновесие. Я в последние годы не могу спать на спине и животе, только на боку».
Олимпиада
Впрочем, он ни о чем не жалеет, подчеркнул Айаал:
«Мне 35 лет, я занимаюсь тем, что я люблю. Мне грех жаловаться. Я стал участником двух Олимпиад, тем более эта Олимпиада была самой конкурентной. Был жесткий отсев, и всего 16 человек со всей планеты. И когда есть "знатоки", пишущие, что подарили лицензию, это люди не знают о чем говорят. Подарок - это когда ты ничего не вкладываешь и нечаянно получаешь. Я же вложил все. Отдавался по максимуму.
Если бы я снялся из-за травмы, то я бы не получил лицензию. Ее не дают из жалости, ее можно только заслужить. Даже великие борцы не смогли попасть, это говорит о серьезной конкуренции. Поэтому любого спортсмена, попавшего на Олимпиаду, уже стоит уважать. Я говорю не только о себе».
Он рассказал о триумфаторах Олимпиады, которые не сдались и не сломались. "Успехов добиваются те, кто не сдаются. Те, кто принимает трудности, перешагивают через них и идут вперед. И только тогда удача может улыбнуться. Для меня победа - это поддержка моих земляков, и тогда ощущаешь, что путь прошел не зря».
Хейтеры
Не обошлось и без упоминания хейтеров:
«Спортсмена нельзя оскорблять, унижать. Человек отдается полностью, он погружен в процесс. Для меня всегда было дико, когда люди, которые не знают, через что человек прошел, начинают смеяться над ним, оскорблять, соревноваться в комментариях.
Это показатель низкого интеллекта. Только такие люди могут смеяться над человеком, у которого что-то не получилось. Потому что это все возвращается. Есть карма. Если ты что-то сказал или сделал, то тебе вернется через что-то другое. Поэтому нельзя быть негативным по отношению к другим людям.
Мне говорят, чтобы я не обращал внимания на хейтеров. Я давно понял, что люди, пишущие, что я "не выложился, не собрался" и язвительные оскорбления, руководствуются видимо фильмами о Рокки. Они сами не понимают, что такое выложиться. Таких людей будет всегда много. Если вы на что-то большое собрались идти, людей, которые не верят в вас, оскорбляют, унижают вас, их будет много. Никого не надо слушать. Все эти слова том, что "мешок", "слабый", "не сможешь", я слышал много раз, но доказывал обратное. Как только я понял, что это слабые характером люди, говорящие через призму своей неуверенности, я понял, что их не стоит слушать. Их жалеть надо».
Перерыв и потери
«У меня был 4-летний перерыв с 2016 по 2020 год, я просто тренировался и держал себя в форме. Вернулся в большой спорт в октябре 2020 года в надежде попасть на Олимпиаду. В течение 4 лет произошло много плохого: я потерял маму, пережил предательство близкого человека, травмы, была финансовая пустота, было сложно. Но я не терял надежды, не сдавался. Что бы сказала моя мама, когда я с ней встречусь?
Удалось хорошо побороться в ноябре, на международном турнире в Москве, на Кубке мира, на чемпионате Азии и завоевать путевку на Олимпийские игры».
Кыргызстан
«Благодаря Кыргызстану я состоялся как борец. Когда я перешел в Кыргызстан, у меня не было никаких результатов на международной арене. Затем я входил в десятку сильнейших борцов мира, поднимался на пьедестал. И все под флагом Кыргызстана. И меня всегда поддерживают, пишут. Это очень приятно».
Спорт в Якутии
«В Якутии 45 лет не было олимпийской медали. И она появится только тогда, когда несколько поколений борцов будут последовательно работать на нее. На сегодня у нас минимальные человеческие ресурсы, в зале только 3-4 человека тяжелого веса. Надо смотреть фактам в лицо. Я сам хотел олимпийскую медаль. Но не имея должных условий, как можно выигрывать соревнования у тех, у кого 10-15 отборных спарринг-партнеров, круглогодичная подготовка и полное финансирование. Надо трезво оценивать. Чудес не бывает.
У нас в Якутии нет спарринг-партнеров, опытных борцов тяжелого веса, специалистов, которые воспитали таких тяжеловесов, то есть не было почвы. Когда нет условий, то это очень тяжело. Например, мы бы не услышали таких имен как Майк Тайсон, Мохаммед Али, Бувайсар Сайтиев, Александр Карелин, если бы у них не было условий.
Не считаю, что в легких весах застой. У нас есть призеры международных соревнований. Спортсмены дают стабильный результат. Не знаю, кто подливает масла в огонь, как будто у нас раньше было на каждом чемпионате мира по 10 медалей, а тут не стало. У нас регулярно бывают достижения, мы в этом плане не сбавили».
Возраст
Мне 35 лет, но если судить по результатам, которые мне удалось получить на Кубке мира, чемпионате Азии, возраст не особо имеет значения. Главное, тренироваться стабильно. Есть спортсмены, которые борются до 40 лет. Возраст в логичных рамках не особая проблема.
О деньгах
«Тренировочные сборы оплачивались Кыргызстаном не оплачивались, а оплачивались Якутией, вернее это мы вкладывали свои средства, мои родственники, друзья, брали в долг. Это было сложно. Затем появился хороший друг, меценат Семен Березин. Благодаря ему началось мое восхождение тяжеловеса.
У спортсменов редко бывают деньги. Да, иногда дарят спортсмену большую сумму. Но это редко. Не каждый месяц выдают такие суммы. Тем более, есть родные, которым надо помогать. И все, деньги заканчиваются. Неужели эти деньги не мог заработать за 5 лет?
Конкретно вольная борьба не такой денежный вид спорта. И никаких контрактов нет. Например, когда мама заболела, у меня не было денег, чтобы ей помочь. Я сидел с травмой. Только сошел с костылей. Мы что могли, продали, заняли.
Я бы всю свою карьеру, медали, регалии отдал бы за шанс спасти маму. В жизни бывает много сложного. Поэтому если чем-то занимаешься, нужно это делать не ради денег.
На сегодня я благодарен богу, что проснулся здоровым. Мне не нужны миллионы».
Что дальше?
«Я сейчас не могу сказать, что будет дальше. Вначале займусь здоровьем, чтобы хотя бы смог с пола поднимать обувь без боли. Потом уже в следующем году будут Азиатские игры, будут Олимпийские игры. Я ничего загадывать не буду. Все со временем будет ясно».