×

«Благодаря собакам я открыл новый мир!»: В Якутии бурно развивается ездовой спорт

14:29 - 2.2.2023
«Благодаря собакам я открыл новый мир!»: В Якутии бурно развивается ездовой спорт

2 февраля весь мир отмечает День ездовых собак. В Якутии собаки, запряженные в нарты, хоть и перестали быть транспортом, однако пользуются большой популярностью как питомцы и участники гонок. Ездовые породы – лайки, маламуты, хаски, самоеды просто не могут жить без длительных пробежек. И настоящие любители северных собак вспоминают традиции предков. Так, житель Якутска Николай Попов занимается собачьими упряжками с 2015 года, начинал с трех собак.

– Ездовые породы собак очень азартные. В упряжке они думают только о том, как бежать вперед. Издревле они использовались как транспорт, поэтому должны были быть лояльны к любому человеку – дружелюбные и доверчивые. Их нельзя держать в качестве охраны. Еще маламуты, хаски, самоеды склонны к побегам, потому что нуждаются в пробежках на большие расстояния. Если держать их взаперти, то начнут шкодить, потому что будет некуда девать энергию. Еще северные породы более самостоятельны и свободолюбивы.

Как формировалась стая

– Первую собаку я нашел на обочине Объездного шоссе, когда ехал домой на Хатынг-Юрях. Беспородный найденыш вырос в крупную собаку, похожую на лайку, назвали Мальтой. Через год-два заметили, что Мальте скучно одной во дворе, тогда купили 10-месячного маламута Джанго (по паспорту Драко Малфой), он оказался ездовым. С Джанго мы становились чемпионами выставок и получили допуск к разведению. Но оказалось, что в Якутске все маламуты родственники по материнской линии, поэтому нашли невесту из Новосибирска – к нам прилетела 2-месячная Асти. К этому времени я уже был начитан о ездовом спорте.

У моего друга Василия Федорова тоже была маламутка, которую он научил возить детские сани. Так они вместе с собакой водили дочку в садик. Вскоре Василий переехал в Хатынг-Юрях, мы стали соседями. Он начал мастерить нарты. Дельные советы о собачьих упряжках нам дали Герман Арбугаев и Лена Сидорова, занимающиеся якутскими лайками в Чочур Муране. Так, мы с Васей начали делать первые шаги. Сначала собаки не поняли, что от них хотят. Потом Вася встал на нарты, а я начал бежать спереди, зазывая собак. Они побежали за мной, догнали и убежали (смеется). После нескольких тренировок собаки научились бежать в упряжке. Мы объединились с другими единомышленниками и начали очень быстро развиваться. Начали мастерить или заказывать нарты, проводить соревнования в Якутске.

Я заметил, что моей упряжке нужна скорость. Я был знаком с хорошей заводчицей хаски спортивного разведения из Подмосковья. Она увидела, что я серьезно занимаюсь ездовыми собаками и передала мне за символическую цену быстроходного Эдельвейса. Спортивные хаски длинноногие и стройные, с тонко набитой шерстью, но ростом с маламута. Вся родословная Эдельвейса из Германии, но по воле судьбы оказался в Якутске (смеется). Поэтому привыкший к мягкому климату немец живет в доме.

Эдельвейс задал быстрый темп в упряжке, но все равно, когда в упряжке пассажиры не хватает выносливости. Тогда я решил создать собственную ездовую породу. Скрестил Эдельвейса с Асти – маламуткой из Новосибирска. Родились три прекрасные девочки – шерстяные и костяные как мама, длинноногие и скоростные как папа. То есть они прекрасно переносят мороз и быстро бегают. Прямо как я мечтал!

Еще ко мне присоединилась дочка Джанго и Асти. В помете были три щенка, которых я ранее продал. Но хозяева одной из них вернули мне маламутку, потому что она постоянно делала подкоп и сбегала. Когда хозяева привезли Сайну Хислоп, то она бросилась ко мне в объятия и лизнула. Она как будто рвалась к себе домой, помнила и скучала, хотя это почти невозможно! Сайну радушно приняли в стаю. Последней к нам присоединилась хаски Ева после пожара на Сопке любви. Раньше там на участке жили 25 – 30 сибирских хаски.

Собачьи гонки – отдельный мир

– Я тесно общаюсь с российскими сообществами собачьих гонок. Ездовой спорт – это целый мир, который я открыл для себя благодаря моим собакам. Например, самое крупное соревнование «Берингия» проходит в Камчатке, призовой фонд 8 миллионов рублей. Моя стая еще не участвовала в российских состязаниях, но меня звали в Комсомольск-на-Амуре. Думаю, когда-нибудь мы решимся на этот шаг.

Все наши собаки – члены нашей семьи. Мы живем на участке 15 соток, 10 из них принадлежат собакам, они главные! (смеется). У каждого есть свой вольер и конура, куда они приучены заходить в целях безопасности, когда на участок заходит водовозка или фекалка. А так они свободно передвигаются по территории для собак. Иногда могут что-то не поделить и подраться, поэтому стаю нужно постоянно дрессировать. Они как люди, когда выходят за пределы дома, то держатся вместе.

Мы заводим по одной собаке в дом и проводим грумминг. Дети просто обожают стричь коготки, вычесывать шерсть. Целая стая пушистиков – это мечта каждого ребенка!

– Сколько съедают 8 собак за зиму?

– Ой, даже не считал, ну зимой много, я беру субпродукты домашней скотины в деревне у родственников, там прямо мешками. Потом рыбные головы, ошмётки в рыбных цехах, ещё варим супы, каши с этим мясом, а также сухой корм летом. Еще помогает сестра, она воспитатель в детском саду, привозит нам пищевые отходы – там и салаты, и котлеты бывают целые.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru