"Даже такие гиганты как АЛРОСА нуждаются в модернизации"
Назначенный в марте этого года президент компании АЛРОСА Сергей Иванов до сих пор остается для многих темной лошадкой. Интервью с ним можно пересчитать на пальцах, его общение с прессой ограничивается краткими комментариями.
По этим соображениями SakhaDay решил опубликовать интервью, размещенное в корпоративном издании "Вестник АЛРОСА" в мае, еще до затопления в шахте рудника "Мир". В том числе в нем говорится и о проблемах, которые нужно решать. Этот разговор не публиковался в Сети, поэтому, думаем, будет интересно ознакомиться с ним.
В статье Иванов говорит о переменах, которые произойдут в компании. Делится своими впечатлениями от поездки в Якутию, и немного говорит о личном.
Мировой рынок алмазов и бриллиантов остается одним из самых компактных, но финансовоемких рынков в мире. От успешности бизнеса «АЛРОСА» зависит не только благополучие ее сотрудников, на нем также базируется экономика крупнейшего региона страны — Республики Саха (Якутия).
О перспективах развития компании, бизнес-планах и социальной политике корреспондент нашей газеты поговорил с президентом «АЛРОСА»
Сергеем Ивановым.
— Сергей Сергеевич, вы являетесь президентом компании «АЛРОСА» уже более двух месяцев. Каковы первые впечатления и взгляд изнутри?
— Компания большая, рынок одновременно узкий и непростой, все друг друга знают — от тех, кто добывает, до сетевых ретейлеров и владельцев мировых ювелирных брендов. Я много общаюсь с нашими постоянными клиентами, это дает понимание того, что происходит вовне. Что касается бизнеса изнутри, уже сейчас могу сказать, что в целом доволен тем, как функционирует производственный блок. Но в аппарате управления нам предстоят перемены. Изменения не будут носить глобальный характер, и они уже начались.
Разумеется, никаких перемен ради перемен и массовых увольнений не будет. В основе всех структурных и кадровых изменений лежит бизнес-логика. Нам нужно многое
поменять в области корпоративного управления, кадрового и финансового менеджмента.
Даже такие гиганты, как «АЛРОСА», периодически нуждаются в управленческой модернизации с учетом новых задач и вызовов рынка. Нужны большая управляемость и прозрачность, мы будем менять бизнес-процессы, работать над качеством и скоростью реализации управленческих решений и исполнительской дисциплиной и, конечно, оптимизировать издержки. Также к своим базовым задачам я отношу формирование в компании корпоративной культуры, которая повысит эффективность внутреннего взаимодействия на всех уровнях.
— Какие моменты вы считаете ключевыми для работы компании в ближайшей перспективе?
— Принципиальных изменений в стратегии не произойдет: мы сейчас работаем над ее актуализацией, однако основные положения останутся прежними — будем укреплять позиции на рынке добычи и продаж алмазного сырья. Опыт и анализ динамики цен показывает, что выход в другие сегменты не гарантирует ни повышения прибыльности, ни снижения рисков. Ранее начатые инфраструктурные проекты — перспективны.
Я на днях вернулся уже из второй своей поездки в Африку, Ангола — это одно из приоритетных направлений для дальнейшего развития основной деятельности Группы. Мы подписали ряд принципиально важных для нас соглашений в отношении разработки «Луаше» и планируем увеличить долю в капитале ГРО «Катока», которая нас сейчас полностью удовлетворяет по параметрам динамики развития и эффективности.
Что касается Якутии, месторождение Заря, к освоению которого мы приступили, — один из крупнейших инвестиционных проектов. Его разработка гарантирует загрузку существующих мощностей Айхальского ГОКа еще как минимум на два десятилетия. Мы продолжаем работать над созданием алмазодобывающего предприятия на месторождении Верхне-Мунского кимберлитового поля, не менее активно работаем на подземных комплексах Мирнинского ГОКа. Работа кипит.
—Каковы ценовые ожидания на 2017 год на алмазно-бриллиантовом рынке?
—Результаты продаж первых месяцев года, а также настроения участников ювелирной отрасли позволяют нам сохранять осторожный оптимизм в отношении года. В целом я ожидаю, что в ближайшее время и цена, и спрос будут на хорошем уровне.
—Сразу после назначения вы поехали в командировку в Якутию. Что произвело на вас самое сильное впечатление?
—Это была насыщенная поездка: за пять дней я объехал буквально всю республику, побывал на наших ГОКах, встретился с руководством региона, много общался с сотрудниками. Впечатлений много! Это совершенно особенный край, здесь красивая, суровая природа, удивительные люди, которые, несмотря на северный климат, по-настоящему любят свою землю. Самое поразительное — масштабы: расстояний, объемов производства, проектов. Непередаваемые ощущения, когда стоишь над карьером или спускаешься в рудник на сотни метров под землю. Ну и люди, конечно: открытые и очень любят компанию, в которой работают.
— «АЛРОСА» играет важную роль в инфраструктуре Якутии. Будут ли какие-то изменения в социальной политике?
— У нас работает без малого 40 тысяч человек, из них порядка 35 тысяч — на территории Якутии. И это, безусловно, обязывает. Поэтому все социальные обязательства, ранее принятые перед сотрудниками и республикой, мы будем исправно исполнять.
В этом году налоговые и неналоговые платежи по Группе в целом составят порядка 70,6 млрд рублей, в том числе в республиканский бюджет — 62,7 млрд. Мы ежегодно направляем целевые пожертвования на строительство объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта — это порядка 700 млн рублей. Региональная программа поддержки районов — 83,3 млн рублей. Эти деньги идут на содействие в прохождении учебной, производственной и преддипломной практики студентов из муниципальных образований на наших предприятиях, а также на трудоустройство. Есть также бюджет на благотворительную помощь учреждениям образования Якутии, это еще 157 млн. Все это значительные средства, мы рассматриваем их как инвестиции в жизнь и благополучие будущих поколений этого края.
— Вы сохраните планы по увеличению поставок в Китай и страны АТР?
— Потенциал Китая и Индии на мировом алмазно-бриллиантовом рынке растет, на эти страны приходится порядка 85% мирового производства бриллиантов по стоимости. Надо понимать, что рынок Китая сильно зависит от административного ресурса, но перспективы большие. Останавливаться мы не будем — напротив, думаем о создании представительства компании в Индии.
— Какие риски, с вашей точки зрения, наиболее существенны сегодня для бизнеса? Насколько, на ваш взгляд, например, велика угроза со стороны производителей синтетических алмазов?
— На мой взгляд, риск синтетики был в компании недооценен. Для нас важно, чтобы сегменты синтетических и природных алмазов были разделены. Рынок синтетики растет, и случаи так называемых подмесов фиксируются все чаще. Мы заинтересованы в достоверной идентификации происхождения алмаза — является ли он природным, подвергался ли облагораживанию или выращен в лабораторных условиях. Мы не боремся с рынком синтетики, но хотим, чтобы покупатель обладал достоверной информацией о происхождении алмаза и бриллианта. Это позволит ему сделать осознанный выбор. В этом смысле мы будем работать над видовым маркетингом на международных рынках нашего сбыта — совместно с другими мировыми производителями алмазов.
— Читателям интересны вопросы о Сергее Иванове — человеке. Поэтому есть несколько личных. Что, на ваш взгляд, хуже: потерпеть неудачу или так и не попробовать?
— Я считаю, до определенного возраста лучше пробовать и ошибаться, учась на ошибках. Это возможно, когда твои решения влияют только на тебя и твою жизнь. Как только возникает ответственность, решения должны становиться осознанными. Я за риск, который хорошо оценен и захеджирован.
— Есть довольно известная книга американского бизнесмена, инвестора и писателя Роберта Кийосаки. Автор убежден, что в школе дети не получают нужных знаний о деньгах и потом всю жизнь работают ради денег, вместо того чтобы заставить деньги работать на себя. Что такое для вас деньги — это добро или зло?
— Не побоюсь показаться банальным, деньги — это инструмент и средство расчета. Добро или зло делают не деньги, а люди. А то, какими они становятся, зависит от них самих, их родителей и общества, в котором мы живем.
— Вероятно, работа оставляет не слишком много свободного времени. Оно у вас есть?
— Практически нет. Задач прибавилось. Но свободное время должно быть, иначе ты становишься неэффективен. И я стараюсь проводить его с семьей. В прошлом году у меня родилась дочка, и мне хочется видеть, как она растет и меняется. С реализацией этой стратегии дела пока обстоят не очень и полноценные выходные редкость, но я стараюсь.
— Что бы вы пожелали дочери и остальным детям?
— Мне хотелось бы, чтобы прежде всего она была любознательным и небезразличным человеком по отношению и к себе, и к окружающим.
Опубликовано в "Вестник АЛРОСА", май, 2017.