×

Дедушка Байанай или злой дух? Почему якуты не любят осину

12:37 - 24.2.2024
Дедушка Байанай или злой дух? Почему якуты не любят осину

Мы продолжаем нашу серию о тонком мире. На этот раз Sakhaday расскажет нашим читателям про деревья, которым якуты издревле приписывают темную энергетику – ель и в особенности осину. Предлагаем вашему внимаю незначительный реальный случай, произошедший в Якутии, и комментарий нашего постоянного эксперта, ясновидящего, экстрасенса, поисковика Максима Дуранова. Верить или нет – снова решать вам.

Ветхий старец

Однажды женщина с дочерью пошли по грибы. Стояла благодатная, солнечная погода. Красно-желто-зеленые краски осени не навевали тоску по лету, а наоборот придавали бодрости и свежести духу. Женщины с упоением шли по кромке леса, ища грибы и разглядывая бесконечно, навеки вечно любимую родную картину – алас, ётёх, старую конюшню и одиноко стоящее дерево.

Пробираясь в чащу леса, вдруг девушка вскрикнула от неожиданности – перед ней откуда ни возьмись появился седой старик в светлой одежде, сгорбленный, очень дряхлый. Девушка от внезапного испуга невольно зажмурила глаза, а когда открыла – деда и след простыл, а вместо него стояла… осина.

Однажды мать и дочь снова пошли по грибы, но уже в другую сторону от деревни и случайно оказались у осиновой рощи. На этот раз осины не обернулись дряхлыми старцами, а вполне себе шелестели и трепетали, как и положено им.

День выдался очень удачливый для грибов. Незаметно пришло время обеда, и матери с дочерью захотелось расположиться где-нибудь уютненько, чтобы устроить лесную трапезу, которая бывает столь лакомой. Они оглянулись по сторонам и взгляд их облюбовал место рядом с осиновой рощицей.

Сев по соседству с застенчивыми деревцами, женщины первым делом покормили духов и принялись, собственно, кушать. Дочь, облокотившись об стройную осину, с наслаждением принялась жевать сендвич и с бесконечным, вовеки вечным обожанием гладила взглядом родимый пейзаж – маленький алас в обрамлении старинных деревьев. Поев и поблагодарив духов за гостеприимство, женщины пошли дальше по грибы.

И вот однажды снится дочери сон, будто к ней прямо из осины вселился абааhы, злой дух и даже, кажется, какой-то дух женского рода. Он сказал ей на якутском: «Я вселился в тебя, когда ты была в осиновой роще и прислонилась ко мне». Сны о внедрении потусторонней сущности повторялись. Не сказать, что с ней стали происходить всякие неприятности. Но по совету знающих они с матерью решили пойти к экстрасенсу на чистку. После нее никаких мистических проявлений впоследствии не обнаружилось.

Абааhы сөрөнөр маhа

Значит, девушка увидела в образе старика духа леса Байаная, утверждает Максим Дуранов. Видеть Байаная к добру, после этого обязательно случается что-то хорошее, говорит экстрасенс. Но в то же время, по его словам, якуты не любят осину, потому что листья ее трепещут и блестят, как человеческие слезы, поэтому считают ее деревом абаасы, злого духа. «Осина – очень красивая, а у всего есть две обратные стороны, и вот темная ее сторона – то, что к ней прилипает, ее обвивает злой дух, поэтому про нее говорят – абааhы сөрөнөр маhа. Природой так создано. Правда, я не утверждаю, но все может быть», - заявляет ясновидящий.

В осиновую рощу ходить можно, отмечает он. Однако за человеком может увязаться злой дух. Как узнать об этом? У него начинается не прекращающаяся черная полоса, череда неудач. Но очиститься можно – на убывающую луну, уверяет экстрасенс.

«Вечный страх»

Якутские поверья перекликаются со славянской мифологией. Осину славяне также связывали с нечистой силой. Корни страха надо искать в библейских историях, пишут исследователи. Именно из осины был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа, и когда дерево узнало об этом, что из него будет сделан крест для распятия, его листья задрожали от ужаса, поэтому с тех пор они всегда дрожат на ветру, причем даже в спокойную погоду. Также, согласно распространенной версии, Иуда Искариот удавился на осине, а у восточных славян было поверье: где растет осина, там вьются черти. Из нее не строили домов, не топили печь и присесть под кроной этого дерева считалось большим грехом.

Однако нельзя утверждать, что осина – дерево только с темной силой. Согласно славянским преданиям, она использовалась и на благо людям. Из нее делали обереги и применяли для лечения от болезней. Также в грудь самоубийце вбивали осиновый кол, пишут исследователи. Считалось, что дерево, на котором был распят Иисус Христос, не даст мертвецу подняться из могилы.

Тень ели

Ель тоже считается деревом злого духа, абааhы, продолжает Максим Дуранов. По его словам, ее не садят возле дома – мол, это к плохому, так как она отбрасывает тень. «Тень – это задние, темные мысли. В то же время без нее ничего не может быть. Даже у муравья – и то есть тень», - рассуждает экстрасенс.

В славянской традиции ель тоже наделили отрицательным и даже похоронным значением. В древности было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель обратно, также пишут исследователи. Ветки и гирлянды из нее – одно из самых распространенных украшений могилы. На Руси издревле запрещено сажать ее возле дома, чтобы не остаться бездетными и не «выживать» мужчин из дома. Еще считается, ель забирает хорошую энергию у человека.

Как говорит ученый-историк, антрополог СВФУ Еремей Габышев, никакого злого духа в осине и ели нет и быть не может – все эти поверья родились от незнания, уверен он.

***

Максим Дуранов советует – не надо винить во всем деревья... Ну и нужно поставить себе позитивную программу. Да и, как говорится, «по вашей вере да будет вам».

Ксения Авера, Sakhaday.ru