«Два жильца умерли от рака, неужели я следующая..?»: Жители Кирзавода о нерешаемых проблемах
В микрорайоне Марха городского округа «город Якутск» есть печально известный район Кирзавода – это двухэтажные деревянные дома, в утеплителе которых содержится ядовитый фенол с показателями предельно допустимых уровней. Многоквартирные дома признаны аварийными и должны быть расселены до 2032 – 2035 годов. Но собственники задаются вопросом, что же будет с их здоровьем спустя столько лет?
Дома особо опасны для здоровья и жизни
Проблема с фенольными домама в Мархе общеизвестная. Она поднимается каждые выборы. Снести их обещал еще в 2012 году мэр Якутска Айсен Николаев.
Согласно обследованию конструкций Республиканского центра технического учета и технической инвентаризации от 12 апреля 2019 года жилой дом по улице Экспериментальная, дом 3, Марха – подлежит сносу в связи с опасностью для здоровья и жизни людей из-за превышения предельно допустимой концентрации (7 ПДК) свободного фенола в жилых помещениях, не подлежит ремонту и реконструкции.
Бывшая общественница Зинаида Ковалевская и ее супруг приобрели квартиру по адресу Экспериментальная, 3 в 2008 году, не зная о ее токсичности. В 2021 году Зинаида Михайловна слегла от онкологии, пережила две операции, удаление почки. До этого похоронила мать. Ее взрослая старшая дочь сейчас беременна, но у нее тоже врачи начали подозревать онкологию. Дочка и внучка – две 7-классницы болеют астмой и другими респираторными заболеваниями, педиатр рекомендовал им до конца учебного года учиться дистанционно. А по новому закону, девочки не могут получить оценки, выполняя домашнюю работу. Дети очень скучают по школе! Но через пару дней снова заболевают и заражаю онкобольную Зинаиду Михайловну. Семья впервые забила тревогу в 2016 году, когда девочки пошли в 1 класс. В данное время Ковалевские хотят вырваться из фенольного ада.
– Наш дом должен был быть расселен вне очереди именно как фенольный дом, особо опасный для жизни и здоровья. Для этого администрация Мархи просила нас собрать документы, чтобы успеть в 2019 году признать дом аварийным, а в 2022 году переселить. Мы все жильцы как один собрали документы и успели. Сейчас нам отвечают, что глава администрации Мархи и его заместитель не могли такого говорить, мол, до нас довели неверную информацию. Так, по сегодняшней информации, дом должен войти в программу в 2026 и переселен до 2032 – 2035 годов.
Так как дом аварийный, нам небезопасно продавать квартиру, сделка может быть признана в суде недействительной. Поэтому три семьи из нашего дома не можем переехать в другой регион. Мне по здоровью здесь не климат. На встрече с Бычковым я поднимала этот вопрос, почему держат тех, кто хочет переехать по состоянию здоровья. Сардана Авксентьева, будучи главой городского округа «город Якутск», отправила детей на обследование в медцентр. Евгений Григорьев во время агитации обещал, что возьмет фенольные дома под свой личный контроль, мол, их нужно немедленно расселить. Встреч было много, а результата ноль, – рассказала Зинаида Ковалевская. – Только в нашем доме два жильца умерли от рака, неужели я следующая..? В 2035 году мне будет 60 лет, мужу 70. Разве нам нужен будет переезд? Спасать будет некого. А что будет с моими детьми?
«Хитрый» кран
Помимо опасного фенола в аварийных жилищах Кирзавода множество других проблем. Самая насущная из них – это то, что из отдельного крана питьевой холодной воды часто течет грязный, вонючий кипяток – техническая вода, за которую жильцы переплачивают как за питьевую. Проблема воды не решается с 2015 года, когда Зинаида с соседями за свой счет провели питьевую воду в первые пять многоквартирных домов. С тех пор куда только не обращалась Зинаида, везде слышала небылицы, вроде: «Вы наверное перепутали краны технической и питьевой воды, или, трубы лежат рядом, поэтому холодная вода могла нагреться». Но только недавно ей удалось от части докопаться до истины.
– Один работник показал мне по секрету «хитрые» кранчики, по которому можно переключить вместо питьевой холодной воды технический кипяток. Умолял никому не говорить, чтобы он не потерял работу. Я спросила, зачем? На что он ответил, чтобы труба питьевой воды не перемерзала. Но в городе же трубы холодной воды как-то стоят. Так и живем, после многочисленных жалоб обратно включают питьевую воду.
По словам Зинаиды, веры в недавно объявленную проверку прокуратуры нет. Так как до этого проверки ни к чему не приводили. В назначенное время подавалась чистая питьевая вода, как итог – нарушений не выявлено.
У большинства жителей стоят фильтры. Но очистка воды не решает проблему ее высокой температуры. Так, кипяток вывел из строя счетчик воды Зинаиды. И женщине предъявили штраф, якобы это она купила дешевый счетчик. Хотя модель устройства была рекомендована фирмой «Фаворит», проводившей питьевую воду. Кстати, из водокачек – водозаборных сооружений тоже нередко идет кипяток.
«Мы ловим момент, когда пройдет кипяток»
У Натальи Паршиной всего 10 детей, 2-ое старших живут отдельно со своими семьями. То есть кроме мамы и папы в небольшой двухкомнатной квартире проживают 8 детей. Трое страдают от тяжелой формы гемофилии – редкого заболевания, связанного с нарушением свертываемости крови. То есть у детей частые кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы. 15-летний Илья, 9-летний Руслан и 9-месячный Рустам три раза в неделю получают внутривенные препараты. Илья и Руслан инвалиды детства, Рустаму оформляется инвалидность.
– 6 января у меня обожглись дети. Как часто бывает, неожиданно врубили кипяток. 5-летний Тимур пошел в ванную. Я думала, он пошел на горшок. Но оказывается он хотел помыть руки после шоколадки, включил кран холодной питьевой воды (он стоит отдельно). А из крана пошел кипяток – плакал полчаса. Конечно больно, испугался, но он вовремя убрал руку, поэтому ничего страшного не произошло. Я велела детям не подходит. К крану. Но затем обжегся 15-летний Илья. На мою ругань он ответил: «А где мыть?» Действительно, где еще?
Своя квартира у нас чэбэшка, поэтому мы снимаем благоустроенную, но даже этим мы не можем пользоваться! Мы ловим момент, когда пройдет кипяток, чтобы элементарно помыться – это же ненормально? Муж третий день не успевает. За что тогда оплачиваем? И в унитаз, и в стиральную машину подключена питьевая чистая вода, но когда врубают кипяток – стирка останавливается. А техническая вода грязная, ржавая, как постираешь белые вещи? Даже на унитазе не посидишь, горячо от бочка.
Такой большой семье как наша трудно найти съемное жилье на длительный срок. Арендодатели не хотят, чтобы жили маленькие дети. Поэтому мы и искали квартиру поближе к садику и школе. Пустую, чтобы заехать со своей мебелью. Сделали ремонт. Мы переезжали каждый год – это же не дело?
*** *** ***
Еще одна жительница Кирзавода Анна Борцова рассказала о постоянных коммунальных авариях. Особенно в домах по улице Заводская 16, 18 – часто лопаются трубы горячей воды и канализации. Около дома появляются то «парящие» лужи, то розливы фекалий.
Мусорные баки убираются несвоевременно, грейдирование дорог в последний раз проводилось в начале декабря. В общем, полная антисанитария. Через дорогу от жилых домов работает Центр утилизации опасных отходов, рядом база Сибойл, Туберкулезная колония №5, свинокомплекс с аммиачными запахами, плюс токсичные пары фенола в собственном доме. В такой вредной и опасной для здоровья и жизни среде живут многострадальные жители микрорайона Марха.