×

Это хулиганство или сохранение памяти? Эксперты о граффити якутян в городе-призраке

16:32 - 9.9.2020
Это хулиганство или сохранение памяти? Эксперты о граффити якутян в городе-призраке

Недавно якутские дизайнеры Suluschan.art и фотограф студии Prostranstvo.studio разрисовали дома в Кадыкчане в стиле Бэнкси во время этнографического трипа Якутск — Магадан, что у якутян вызвало неоднозначную реакцию. Фото было опубликовано в News.Ykt.Ru.

По словам участников проекта, Кадыкчан – самый известный из оставленных поселков Магаданской области, в свое время являвшийся местом дислокации одного из колымских лагерей ГУЛАГа, в переводе с эвенкского языка означает Долина смерти…

Такие заброшенные места окутаны аурой загадочности, призрачности. Попав туда, невольно испытываешь трепет и проникаешься драматизмом тех лет…

Sakhaday обратился к якутянам, чтобы узнать их мнение по этому поводу.

"Рисунки неуместны"

Сейчас не только арт-культура, но и вся жизнь идет вразрез с религией, считает ученый-историк, доцент СВФУ Еремей Габышев.

«Якутская культура не стоит на месте, дизайнерская культура тоже развивается, но это не якутская, а современная. Есть люди, которые негативно относятся ко всему новому, но многие не восприняли этот проект, поскольку это выглядит, как хулиганство. Верующие люди могли бы побояться, так как разрисовывание заброшенных поселений выглядит, как святотатство", - уверен историк.

"Как туристу, мне эти рисунки показались бы неуместными. С художественной точки зрения, они не соответствуют реальности. Ни о чем. Лучше уж тогда изобразить призраков, но, с точки зрения традиционного якутского верования, это опасно", - предупредил Габышев. По его словам, поскольку Кадыкчан – поселение ГУЛАГа, то органично смотрелись бы изображения колючей проволоки, заключенных; солдат, охраняющих их, и это было бы не святотатством, а историей.

«А так никакого идейного смысла не увидел, кроме плохо нарисованных картинок. Хорошим произведением искусства мы восторгаемся, в отличие от безыдейных рисунков. У художника была одна цель – просто что-то нарисовать и похулиганить», - считает ученый Габышев.

Проникнуться историей

По мнению художника и краеведа Амма уола, дизайнерам надо было «прочувствовать» историю ГУЛАГа.

«Все-таки это место, где сломаны судьбы многих людей, можно сказать, это могила. Лучше было бы изобразить птиц, бегущих лошадей. А так ни о чем. Может быть, мне из всех рисунков понравилась кошка. Тем не менее, ребята, конечно, молодцы – стараются хоть что-то сделать», - поделился Амма уола.

Это назидание и популяризация

В свою очередь, руководитель Департамента охраны культурного наследия Якутии Николай Макаров считает, что места, где раньше жили люди, где совсем недавно кипела жизнь, а теперь пустующие, обладают некоторым трагизмом, драматизмом и в какой-то степени шармом, которые можно прочувствовать, находясь там.

«В зависимости от человека, в таких местах становится грустно, появляется боль утраты. И то, что молодые дизайнеры поехали в экспедицию в эти отдаленные места, во-первых, здорово. Во-вторых, они уже будут обладать опытом, присматриваясь к таким местам, научатся ощущать весь драматизм произошедших событий, тем более таких, как поселения ГУЛАГа», - считает руководитель.

По его мнению, такие экспедиции приносят только пользу, особенно молодым людям искусства, творческим людям. По словам Макарова, эти произведения обладают символизмом.

«Как простой обыватель, понял, что они нарисовали тени людей, которые некогда здесь жили, работали, влюблялись, воспитывали детей, играли. Вот этот символизм я прочувствовал в их рисунках. Это здорово. Тем более, что они нанесены темными красками. Четно говоря, я представил, что ощутит человек, проезжая по этим местам ночью зимой или осенью при свете фар и взглянет на тени. Вот это интересно. В общем, молодцы», - сказал Николай Афанасьевич.

По его словам, на территории Якутии располагалось свыше 100 мест заключения ГУЛАГа, и ни одного объекта культурного наследия, ни достопримечательного места на этих территориях нет, и то, чем занимаются эти молодые дизайнеры, – своего рода популяризация, постановка вопроса о сохранении исторических памятников.

«Возможно, по результатам подобных экспедиций мог бы возникнуть проект. Такие места исчезают, разрушаются, боюсь, мы их окончательно потеряем. Вот в чем еще одна драма. И, если мы хотим сохранить, оставить потомкам в назидание в качестве примера, как нельзя поступать с соотечественниками, можно было бы проводить такого рода экспедиции», - подчеркнул Макаров.

Фото опубликованы в News.Ykt.Ru.

Ксения АВЕРА, Sakhaday.ru