Евдокия Неустроева - о пути к самореализации, выборе себя и узнавании своих потребностей
Что такое самореализация? Какой она бывает? Чем ценно задавать вопросы самому себе? Что повышает стрессоустойчивость, и почему, даже при самом активном стремлении к успеху, важно вовремя отдыхать?
Эти и другие вопросы мы задали кандидату психологических наук, доценту кафедры Возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ, Евдокии Анатольевне Неустроевой.
- Что такое реализация себя?
- Реализация своего потенциала, врожденных и приобретенных с опытом способностей. Выделяют четыре основных вида: личностную, творческую, профессиональную и социальную самореализацию. Но, поскольку они проникают, и друг от друга зачастую взаимозависят, такое разделение весьма условно.
Если вкратце, это стремление стать тем, кем человек может стать. Выявление и развитие им своих способностей. Например, тот, кто рожден Моцартом (с идеальным слухом) так никогда в него не превратится, если в жизни не занимался музыкой. Это фактор среды, мотивации, работоспособности и желания.
Каждый из нас рождается с некими задатками. В среде благодатной – они перерастают в способности. Проявляются рано; уже ребенком или подростком удаётся что-то делать лучше, легче, чем другим. Танцевать, петь, декламировать стихи, решать задачи, и т.д. Иные ребята в нескольких сферах выделяются, тогда это уже одаренность. Ещё есть талант. Та самая способность, только помноженная на многочасовую работу, образование, огранку. Это победители соревнований, олимпиад, конкурсов. Люди, чей дар оттачивался осознанно, под руководством родителей, тренеров, педагогов. Ну, и, наконец, гениальность – как венец психологии способностей. Но это исключение из правил; рожденный раз в столетие, один на миллионы.
Так или иначе, на старте всегда важна поддержка. Строгость и требовательность наставников, если надо. Сильная мотивация самого человека. Историй вундеркиндов, например, известно множество. Но все ли из них, став взрослыми, продолжили своё дело? Лишь единицы.
Среда значительно нас формирует. Обычных людей, не обязательно вундеркиндов. Если в кругу близких, и не очень, нет тяги к новому, к самосовершенствованию, то нет и «живого» примера. В то время, как именно в юности мы находимся в «лучшей форме» своих психических процессов. Память, внимание, восприятие – в пиковой стадии. Где-то после 25-30 лет идёт постепенный физиологический спад – в случае, если человек забрасывает учёбу. Учиться можно и нужно всегда, чему угодно, по склонностям. Просто в молодом возрасте это даётся куда проще.
Да, и в целом, реализация себя – большая и, подчас, трудная внутренняя работа. Изменения, выход из безмятежности. И, как любая работа, это часто просто лениво, легче лежать и потреблять развлекательный контент. Хотя, бывает, и наоборот. Находятся те, кто идут от противного. Руководствуются принципом: «Не хочу, и не буду жить так, как жили мои близкие!». Каждая история уникальна. Но, каким бы (не)удачным ни был старт, многое зависит и от характера человека. Он сам для себя может стать тем самым «паровозом». Тащить себя, проявлять волю. Если захочет, если определится с желаемым вектором.
Иногда бывает так, что иду к цели, света белого не вижу, счастья не испытываю, и вообще, сам себя в процессе потерял. Так что путь к самореализации, он ещё и про удовольствие.
- Есть мнение, что истинному творцу безразлично, как к его трудам относятся другие; то, что он создает - только для самого себя, без оглядки на внешние оценки. Что вы об этом думаете?
- Занятия искусством, его восприятие расширяет не только кругозор, но, прежде всего, эмоциональную, чувственную палитру. Люди творчества из числа тех, кому всегда есть, чем поделиться, будь то через цвет, музыку, движение. Я считаю, истинные художники – про дело, про «слово», которое несут в народ. С помощью художественных средств передают они свой опыт и видение. Часто у них трагические, фатальные судьбы. Те самые гении со своей, особой миссией. Не для всех из них стоят на первом месте признание, деньги, успех.
Творчество в целом, на мой взгляд, редко бывает про чистое удовольствие. Это работа, иногда очень сложная, изматывающая, с переделыванием и тысячью вариантами. Отрадой оно может стать, когда превращается в отдых; переключение деятельности, лёгкое хобби.
У некоторых – наоборот, страсть, которая не отпускает, пока результат не удовлетворит. Например, того же Илью Репина не пускали в Третьяковскую галерею, потому что он прямо в выставочном зале дорисовывал свои картины.
- Реализация себя в профессиональной деятельности, – какой она может быть?
- Многое зависит от ценностей человека, его уровня притязаний, амбиций, честолюбия. Говоря о карьере, есть две основные линии ее построения: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная – работа на изменение статуса. Такую линию хорошо описывает поговорка: «Плох тот солдат, что не желает быть генералом». Это продвижение по служебной лестнице, смена полномочий, и, в итоге обладание все большей властью. По мнению дедушки Фрейда, одно из основных побуждений человека, наряду с инстинктами самосохранения и продолжения рода. Просто у кого-то этот инстинкт выражен больше, у кого-то меньше.
Что же до горизонтальной линии развития карьеры, то там выделяются уникальные и, зачастую, лучшие в своем деле профессионалы. Горящие, увлеченные эксперты, которые беспрестанно наращивают знания, навыки, и достигают в этом невероятных высот.
Если рассматривать работу «на себя», то первое, что приходит на ум, это многозадачность. Часто человек «и швец, и жнец…»; должен балансировать, на себя примерять несколько ролей. Иногда, например, в одном лице совмещать уборщика и директора своего предприятия. Большая ненормированность времени, в отличие от работы по найму, нет четкого графика отпусков. А в связи с последними событиями - значительная неопределенность, и, как следствие, повышенная стрессогенность.
- К слову, о неопределенности,… Что вы думаете о сохранении внутри островка спокойствия? Опоре, независящей от (не)стабильности и прочих факторов.
- Это, мне видится, больше про стрессоустойчивость, которую, как мышцу, можно прокачать. Внимание к себе, чувствование себя. Умение «тянуть», выдерживать трудности, контроль и обязательства. Опять же, важно, КАК выдерживать. Кому-то трудно адаптироваться к нагрузкам, кто-то справляется, если они постепенны, а иным, наоборот, нужны изменения резкие и стремительные, но не долго.
Стресс-факторами могут стать сложные отношения, нездоровая рабочая среда, проблемы со здоровьем, и т.д. Устойчивый человек не «проглатывает» это, не терпит, молча, стиснув зубы. Отнюдь. Он чувствителен и эмоционален, и учится со своими эмоциями обращаться. Ему есть, с кем поделиться – близкие люди, друзья, ну, или же пойдёт с волнениями к психотерапевту. Не берёт на себя слишком много (так сложилось, что многозадачность – бич нашего времени). Вовремя говорит «нет». Нашёл свой «спорт», подходящую именно ему физическую нагрузку, которая дарит энергию и снимает стресс.
- Что происходит с психикой при нацеленности только на карьерное развитие?
Амбициозные люди, «заточенные» на карьеру, вкладываясь в неё максимально, часто забывают о других сферах жизни. Теряется здоровье, портятся отношения в семье. Отсутствие отдыха, переключения, иногда сна, всё вкупе вызывает невероятное напряжение. Стресс копится незаметно. Человек, словно бы, попадает в ритм: дальше-больше-быстрее. Вырваться из этого потока бывает сложно, особенно, если лежит большая ответственность.
Поэтому важно быть внимательным к себе, к своему здоровью и эмоциональному состоянию. Соблюдение режима труда и отдыха не зря существует. Да, бывают периоды, когда много трудиться необходимо, без этого невозможен успех. Но жить в таком ритме постоянно – для психики чревато.
- Что такое успех, и чем он отличается от самореализации?
- В рамках нашего интервью, успех – это, скорее, достижение своих истинных целей и желаний. Иногда бывает, измеряется признанием значимыми людьми. Предположим, был конкурс, ты не прошел, не получил награду, но авторитетный для тебя человек высоко оценил твои усилия.
Как ни странно, того самого успеха добиваются люди, которые о нем совершенно не думают, вернее, не видят его, как единственную цель. Цель для них всегда должна быть выше, важнее, ценнее.
Самореализация - есть творение жизни, которую хочешь, с помощью деятельности, которая нравится и ты в ней успешен (то есть, воплощаешь там свои замыслы). И, исходя из вышесказанного, это разные вещи.
- А если самореализации не происходит, что тогда?
- Если человек не реализуется, то он, вероятно, плохо себя знает. Не знаком с собственными желаниями, потребностями, мечтаниями. Отделен, отчуждён от своего «Я», и жизнь свою наблюдает как бы со стороны, как что-то чуждое, постороннее.
Живёт, не понимая, не узнавая, и, соответственно, не становясь тем, кем он хотел – и мог бы стать. Это печально.
- Какие ещё есть пути развития, если не в карьере?
- С точки зрения тайм-менеджмента, работе мы отдаём 70% всего своего времени. И оцениваем себя, большей частью, по критериям работы. Но ведь мы не только коллеги и сотрудники. Есть ещё множество социальных ролей. Дочери/сыновья, братья/сестры, подруги, жены/мужья... И в любой ипостаси можно, при желании, достичь высот, реализоваться.
Говоря, например, о дружбе, партнёрстве, то многое там привязано к личностным качествам, к тому, как ведём себя с другими. Честность, вежливость, справедливость. Верность, тактичность, чувство товарищества. Глубокая привязанность. Умение слушать и слышать. Наличие у человека таких качеств, признание и развитие их, уже позволяет судить о себе, как о хорошем друге или партнёре.
Реализация в семье отчасти про ведение и обустройство быта. Отчасти – про раскрытие себя, как родителя. Не ограничиваясь, при этом, уровнем: «дать образование, следить за здоровьем малыша». Это, в первую очередь, формирование человечности в ребёнке. Способность воспитать личность. Человека, твердого в своих убеждениях и принципах, но без ригидности. У него всегда есть готовность к росту. И тут уже следом за великим педагогом повторюсь. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, создатель научной педагогической системы).
Нередко возникают внутренние конфликты, связанные с совмещением двух ролей: родителя и сотрудника/работника. Особенно проявляется у женщин. Именно они активней всего занимаются семьей, детьми, домом. И в этом плане ожидания к ним (от самих себя, от окружения) – намного выше. Это выбор, и зачастую непростой.
Можно взлетать по карьерной лестнице, задвигая в тень семью, или сосредоточиться, например, на благополучии детей. И то, и другое нормально. Вообще, психология не та наука, которая диктует, что «правильно», а что нет. В фокусе внимания – то, что человек считает важным и нужным для себя. С оговоркой, что никто, при этом, не страдает; в рамках закона и человеческих ценностей.
- Какие самые важные вопросы, на ваш взгляд, стоит себе задавать?
- Важнее всего определиться с двумя вопросами: Чего я хочу? Чего я не хочу?
Метод написания списков также бывает эффективен. Для них можно опираться на следующие темы:
Что я хочу изменить?
Есть то, что мне хотелось бы поменять:
Есть то, что я хотел бы получить:
Есть то, что я хотел бы перестать делать:
Есть то, что я хочу начать делать:
Нам действительно бывает трудно «услышать» и «выбрать» себя, свой голос. Какой Я? Чего именно хочу Я? И возникают сомнения, вопросы к самому себе, которые, порой, кажутся неразрешимыми. Непросто такое состояние выдерживать. Но как раз наличие вопросов и говорит о росте личности, о внимании к себе и к тем изменениям, что во внутреннем мире происходят.