Фееричным гала-концертом в Якутске завершился XI Всероссийский фестиваль балета «Стерх»
Невероятно феерично завершился наш «Стерх» — один из самых роскошных и великолепнейших фестивалей на якутской земле.
Еще бы: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Спартак» прошли с участием артистов высокого полёта, а якутская балетная труппа получила прекрасную оценку настоящих профессионалов, видевших много разных балетов и фестивалей, и способных по достоинству оценить наших «стерхов» и самый северный фестиваль.
Но Гала концерт 7 июня превзошёл самые смелые ожидания, оставив после вечера дорогое послевкусие.
С великолепными, очень яркими, сложными и запоминающимися номерами, гала-концерт стал той высокой нотой, которая долго будет отзываться в сердцах благодарных зрителей.
А это — про них
«Тут какая-то совершенно невероятно горячая публика», — заметила любимый балетный критик, профессор Ольга Розанова. — Гости фестиваля получили такие аплодисменты, что им, кажется, уже никаких других наград не надо».
А зрители и впрямь сорвали голоса и отбили ладони, выражая свой восторг артистам балета. Как сказала другой профессор из Санкт-Петербурга Ольга Сапанжа, которая выступала перед каждым спектаклем с потрясающе интересными лекциями, «я уж думала, что после того, как Солор заколол себя на «Баядерке», меня никакая реакция публики не сможет больше удивить. Но тут тако-о-й живой отклик...».
Да, этих эмоций заочно не передать. Волны восторга накатывали на зал всё с новой и новой силой, и каждый раз это было нечто. Любовались Ольгой Гришенковой и Романом Полковниковым из Новосибирска.
Аплодировали хореографии и мастерству танца Олега Габышева в паре с Любовью Алексеевой из Санкт-Петербурга. Еще вчера зритель видел «Спартак» в одном исполнении, а сегодня адажио из балета шикарно представили наши казахские друзья Айнур Абильгазина и Сундет Султанов.
Пришли в восторг от гостей из Белоруссии Алины Руденко и Дмитрия Уксусникова. И буквально взревели от па де де из «Дон Кихота», исполненого Галиной Гармаш и Игорем Пугачевым. Как он летал! Какие трюки — на дружные «охи» и «ахи» зала! Это, действительно, было невероятно.
А что же наши солисты?
В программе Гала концерт был совершенно чудесный номер, в котором Павел Необутов сорвал бурю аплодисментов, виртуозно исполнив партию Джеймса в па де де из балета «Сильфида». Ольге Сапанжа он даже напомнил Рудольфа Нуреева, у которого эта партия была одной из самых любимых.
Ольга Розанова тоже по достоинству оценила этого исполнителя: «Блестяще станцевал! Это труднейшая партия! Труднейшая! Всё очень чётко сделал, всё уникально».
Сделала Ольга Ивановна комплимент и Сильфиде: «Юлия Мярина — изумительно стилистически тонко, очаровательно передала образ. Сильфида — лёгкая, прелестная!»
Зал буквально загудел, когда на сцене только показался любимец публики Сарыал Афанасьев. Для Ольги Розановой он — отдельная история, особый случай: «Блестящий! Звезда вашего театра! Поразительный талант! Изумительнейший!»
В эти дни взошла на сцену новая звезда — Валерий Аргунов. Как отметила Ольга Ивановна, ему «повезло: мама с папой одарили его очень хорошей внешностью. Это такой вот настоящий принц!». И действительно, те, кто видел его впервые, были приятно удивлены этой статью, его ростом (это самый заметный артист) и старательно пытались запомнить его фамилию.
«Поздравляю, — сказала профессор Розанова, — что в театре есть два таких премьера: заслуженный мастер Сарыал Афанасьев и только начинающий Валерий Аргунов, на которого потом ляжет весь репертуар».
И, конечно, замечательно танцевала Мария Кузьмина. «Она исполнила такую тяжёлую партию, делала невероятные трюки! — оценила Ольга Розанова. — Конечно, Екатерина Лаврентьевна постаралась: подбросила ей материала...».
Сарыал Афанасьев, Валерий Аргунов и Мария Кузьмина исполнили сложные образы — и по внутреннему наполнению, по пластике и технике».
Про тело балета
А это уже речь идёт о премьере, которая состоялась в первом отделении Гала-концерта, о чём я вам тоже поведаю, ссылаясь на Ольгу Розанову. Но прежде повторю еще раз ее слова о кордебалете. Потому что он блистал и на Гала-концерте, и во всех фестивальных днях.
«Кордебалет у вас изумительный. Артисты выступали в разном жанре, мгновенно перевоплощаясь, меняя облик и стиль танца. Это говорит о том, что это артисты большой культуры, а не просто технари. Это артисты, которые понимают, зачем они выходят на сцену.
Очень большая работа — абсолютная слаженность. Сколько нужно трудиться, чтобы получить такой результат! И здесь нужно упомянуть всех ваших репетиторов.
Кордебалет — это основа любого театрального спектакля. Без него балета нет. Как вы знаете, это слово означает «тело балета». То есть от него зависит и уровень исполнительский, и, в общем-то, солисты: они подтягивают свой уровень к кордебалету. Если кордебалет шаляй-валяй, то и солисты тоже опускают руки.
А сегодня получился интересный, необычный и не провинциальный балет. Это балет столичный — по всем параметрам он соответствует критериям сегодняшнего искусства.
Второй случай в истории российского балета
Любая премьера, по словам Ольги Розановой, это очень серьезное испытание для театра — оркестра, всей труппы, художников. Все авторы нового якутского балета «Сияющий камень» — крупные мастера. Начиная с того, что либретто к спектаклю написал директор театра, что большая редкость.
«Это, по-моему, второй случай в истории балета, когда либретто пишет директор, — отметила Ольга Розанова. — В конце XlX века в Петербурге директором Императорского театра был замечательный человек Иван Всеволожский — благодаря ему, у нас есть балет «Спящая красавица» и «Щелкунчик», к которым он написал либретто. По-моему, Левочкин — следующий на этом пути».
Балет, основанный на якутском фольклоре, представлен в ультрасовременном стиле. С классикой здесь граничит остросовременная пластика, невероятны поддержки — и массовые, и дуэтные.
И первый — в истории якутского
Всем понравилась музыка, написанная специально к балету замечательным якутским композитором Кириллом Герасимовым — по мнению Розановой, она очень яркая, театральная.
Это факт. Но то, что местами она очень сложная для танцовщиков — тоже факт. Дело в том, что в спектакле вживую звучат якутские национальные инструменты, такие как кырымпа и хомус. И это, конечно, впервые — чтобы балет танцевал под хомус.
Исполнители музыки на национальных инструментах (коллаборация с театром Олонхо) тоже на виду, справа от сцены. А что такое хомус? Это, в первую очередь, импровизация. Как её отрепетировать? Кажется, что невозможно, и тем не менее, у зрителей создалось ощущение целостности картины, представленной танцовщиками.
Кроме того, в этом балете еще и поют. Правда, певица одна и это — замечательная солистка оперы Екатерина Корякина, исполнившая роль Матери-прародительницы.
Визуальный контент
Художественное оформление спектакля Розанова отметила эпитетами «стильно, строго, красиво». Оформление сцены осуществлял Михаил Егоров, Сардана Федотова создавала костюмы, спецэффекты — Николай Ефремов.
Ну и конечно, Ольга Розанова отметила художественного руководителя фестиваля, главного хореографа театра Екатерину Тайшину: «Она у вас очень талантливая. Молодой хореограф, которая уже много сделала. И это не первый балет в союзе с Кириллом Герасимовым, и очень многое у неё еще впереди».
Также Ольга Ивановна отметила «замечательный оркестр театра» и дирижёра. А они, в действительности, меняли друг друга — Павел Васьковский, Николай Пикутский, Артем Быстров и Максим Ноговицын.
«Стерх» — между прошлым и будущим
Можно сказать, что гала-концерт начали и завершили его зампреды правительства Якутии — Сергей Местников и Георгий Степанов.
«В эти дни Якутск стал центром притяжения звезд классического балета, и зрители в спектаклях увидели мировой уровень хореографического искусства», — отметил Сергей Местников.
И напомнил, что у нас в республике реализуются такие национальные проекты, как, например, «Культура», благодаря которому наш театр оперы и балета был в прошлом году обновлен и оснащен оборудованием. А это, действительно, немаловажно — для артистов балета не последнее значение имеет покрытие сцены и репетиционных залов.
Сергей Местников вручил профессору, доценту кафедры балетмейстерского образования Академии русского балета имени Вагановой, историку и критику балета Ольге Розановой Благодарственное письмо Правительства Якутии.
Подводя итоги, Георгий Степанов отметил на фестивале широкое представительство артистов — от начинающих дарований до мастеров Большого театра.
«Когда собираются только одни "гранды" — это одно. А когда на одной сцене с "грандами" танцует молодёжь, которая будет продвигать высокое искусство балета в XXI веке, это уже совершенно другой коленкор. Это — заявка на будущее. В этом смысле наш фестиваль «Стерх» является связующим звеном между настоящим и будущим, и огромное спасибо Екатерине Лаврентьевне за то, что она задумала участие молодых талантов и уже состоявшихся звёзд российского, мирового и международного балета».
Апофеозом празднества стало вручение Благодарственных писем от Правительства республики, Министерства культуры и духовного развития, а зарубежным танцовщикам — Министерства внешних связей Республики Саха (Якутия).
Спасибо за праздник, фестиваль! Дальнейшего высокого полёта, наш «Стерх»!
Лети всё выше и выше!
Фото Кристины Новгородовой