×

«Fntastic и Майтона попали в ловушку стартапов, выстреливающих за счет генерации хайпа». Эксперт Sakhaday о причинах провала долгожданной игры

20:52 - 9.12.2023
«Fntastic и Майтона попали в ловушку стартапов, выстреливающих за счет генерации хайпа». Эксперт Sakhaday о причинах провала долгожданной игры

7 декабря состоялся глобальный релиз The Day Before от якутской студии Fntastic. Она вышла в раннем доступе Steam с «крайне отрицательными» отзывами. Мы попросили эксперта Сергея Витте поделиться своим мнением о причинах такого "провала". Ведь некоторые поклонники ждали игру пять лет.

Наш собеседник считает, что кроме откровенных багов в игре, есть и другие причины. Основная - аудитория была излишне перегрета, дело в хайпе:

"Уже сейчас обзоры показывают большое количество багов и плохую игровую механику. Причем негативные отзывы вышли на всех крупных информационных площадках, обозревающих игры и размещающих новости игровой индустрии.

Напомню, что это была вторая попытка "Майтоны" зайти на рынок сложных игр для персонального компьютера и игровых консолей. У "Майтоны" первый продукт, когда они были "Сулус гейм", тоже был плохой, это игра по мотивам эпоса о Нюргуне Боотуре. Но просто тогда они так не пиарились, поэтому это не привело к такому позору. Именно тогда они зареклись делать игры для компьютеров, и перешли на легкие мобильные игры. И то выстрелила всего одна игра, которая и кормит их сейчас.

Вторая попытка войти в серьезную игровую индустрию, как издателя, сейчас провалилась. Раньше Fntastic были адекватнее и проще. А с "Майтоной" поперли на хайп и пиар, и в итоге проиграли. Второго шанса им не дадут. Игроки такого не прощают".

Собеседник считает, что в данном случае не хватило ключевых компетенций как у издателя, так и у разработчика:

"Для Fntastic и Майтоны это был первый опыт и первый проект такого уровня. Наши ребята нарабатывали ключевые компетенции, на ходу ввязавшись в очень сложный проект на свой страх и риск. И, к сожалению, не справились.

Думаю, перегрели аудиторию, накрутили ожидание, а реальность оказалась не такой. Трейлер не соотвествует самой игре. На уровне ниже эта игра была бы норм и не было бы такой критики. То есть ребята попали в ловушку стартапов, выстреливающих за счет генерации хайпа. Но игровая индустрия для персональных компьютеров и игровых консолей - это индустрия с многолетней историей, где компании по несколько десятилетий делают игры, и бюджеты ААА игр очень большие, и там не прошают ошибок и плохого старта.

В целом, для Fntastic было видимо ошибкой связаться с "Майтоной", у которой нет опыта издателя в индустрии игр для персональных компьютеров и игровых консолей.

Поэтому склонен думать, что тут вина издателя - Майтоны. Разработчик создает игру, правит ошибки, продумывает и вносит обновления. Издатель продвигает игру в массы, а также может переводить игру, чтобы она была доступна в его стране, и доносит мнение игроков до разработчика.

Скорее всего, Майтона и занималась продвижением. Проблема в том что раньше Майтона занималась казуальными играми, гиперказуальными и на мобильных платформах и видимо применила специфику продвижения казуальных игр для игры сложной.

Это совершенно разные рынки, "Майтона" в этом новичок, а первый опыт его создателей по разработке игры для персонольного компьютера провальным был в 2000-х.

У казуальных игр основа в простоте, там важна идея и ее подача обертка, очень высокая конкуренция при низкой сложности игр, поэтому там мало проблем с технической составляющей. Но проблема в продвижении.

Поэтому они нацелены на очень интенсивное продвижение и яркость упаковки игры, ее позиционирования. Например, в гиперказуальном очень высокая конкуренция, поэтому нужны большие усилия для привлечения трафика. Fntastic все время очень мощно пиарился, хотя проект видимо был сырой. Разработчики сами по себе не имели опыта в разработке игры уровня ААА.

Во-вторых "Майтона" видимо не смогла обеспечить финансирование проекта, о чем говорит и ориентация Fntastic на волонтерство. Причем о волонтерстве они заговорили по-моему в последний год.

У Fntastic с "Майтоной" наверное не было бы проблем, если бы не функция возврата денег в стим покупателю. Сейчас они чистят свои видео, пытаются уйти от обвинений, что сделали не то, что обещали. А такое обвинение есть одно из основанмй рефанда возврата денег".

Еще одной косвенной, конечно, причиной стали похвальбы якутских чиновников без ощутимой помощи, считает Витте:

"Что сейчас имеем? Если помотреть в лицо проблеме: 85% негативных отзывов в Steam, куча негативных обзоров в блогосфере и на основных игровых информационных ресурсах. При этом само ожидание игры было позитивное, люди с нетерпением ждали игру, верили и надеялись. То есть не было, что их изначально хейтили и предвзято относились. Парни поставили очень высокую планку сами, и в итоге не взяли ее.

В итоге под ударом репутация двух ведущих айти-компаний родом из Якутии. После них всем последующим разработчикам будет тяжело. Вот что значит переоценка, отсутствие самокритики и похвалушки властей.

Были бы скромнее, не было бы такого провала. Помните, "Майтона" говорила на разных площадках об остром дефиците местных кадров, но они не были услышаны, но зато раздавать по несколько сотен миллионов рублей десяткам непонятных резидентов айти- парка это наши чиновники умеют.

При этом чиновники продолжали пиариться на результатах айти-компаний, и громогласно желали появления "единорогов", не прислушиваясь к самим представителям айти-индустрии. Ну и ребята пошли завоевать новые вершины, абсолютно неготовые в плане компетенций и ресурсов, но излишне мотивированные.

Когда ты ставишь цель взрастить единорога, то, наверное, ты что-то должен для этого сделать, помимо громких речей и красивых презентаций, принять какое-то государственное решение, начать реализовывать государственную политику. Основа айти-индустрии - это люди, люди с соответствующим образованием и подготовкой.

Здания и субсидии не главное, а у нас все ушло на здание айти- парка, и на раздачу субсидий десяткам никому неизвестных мини-компаний, которые с радостью подсели на гранты и субсидии. Поговорку "рыбаку надо дать удочку" не так поняли. Средством зарабатывания денег, роста капитализации айти-компаний являются кадры-программисты, и их надо было готовить, а не надеяться на самоучек и энтузиастов. Не здания, не гранты, а именно наличие самих программистов. Мало бюджетных мест в учебных заведениях республики по айти-направлениям. Могли бы пригласить хороших преподавателей и программистов с высокой квалификацией для обучения наших ребят. Но ничего из этого не было сделано.

После такого скама инноватор" Анатолий Семенов вычеркнет "Майтону" и Fntastic из списка своих "единорогов". Вычеркнуть - вычеркнет, но сделает ли выводы?".

Sakhaday.ru