Глава Жиганского района заявил, что в затонувших в Лене буксирах есть остатки топлива (в одном из них могут быть 60 тонн дизеля)
В трех буксирах, поврежденных в поселке Жиганск из-за подвижек льда на реке Лена, находятся остатки топлива от прошлой навигации. Специалисты выясняют объем нефтепродуктов и устанавливают факт разлива в реку. Об этом в интервью SakhaDay рассказал глава Жиганского района Василий Сорокин.
«Если логически подумать, как они [затонувшие буксиры] без ГСМ будут находиться? Конечно, в них есть топливо, но не знаю, в каких количествах. Это и надо выяснять. По поводу разлива у меня информации нет, специалисты работают. Вчера прилетели представители Минтранса, Минэкологии, сегодня ожидаем транспортных прокуроров», — заявил глава района.
В результате подвижек льда на реке Лена возле Жиганска 20 мая затонули два буксира-толкача — «Софрон Данилов» и «Капитан Бурковский». Третье судно — «Механик Курчатов» — вытолкнуло на берег. В нем, как передавала пресс-служба Минэкологии Якутии 21 мая, находится 60 тонн дизельного топлива. Но потом эту информацию из релиза удалили.
«Со слов капитана данного судна [„Механик Курчатов“] Куперсмит Михаила Владимировича следует, что на борту судна „Механик Курчатов“ имеется более 60 тонн дизельного топлива, экипаж судна в количестве 12 человек эвакуирован», — говорилось в изначальной версии релиза.
По словам Сорокина, вероятность спасти третье судно — 50 на 50.
«У нас как раз сегодня ждут начало ледохода. Вода прибыла на метр, стараются спасти третье судно, но это маловероятно, думаю. Вода прибывает, повреждения там большие. О 60 тоннах топлива — не знаю», — сказал он.
По его словам, сейчас проводится обследование участка на наличие разлива нефтепродуктов. На вопрос, чувствуют ли власти Жиганского района ответственность за сложившуюся ситуацию, Сорокин ответил, что затонувшие суда находятся в ведении республиканских структур.
«Как мы можем оценивать свою причастность, если они [затонувшие суда] в ведомстве республики? Со своей стороны, конечно, объявили ЧС местного значения, помогли, чем могли. Предоставили аэроботы, автомашины, помпы, сварочные генераторы, кислородные баллоны и так далее. Все необходимое мы предоставили. У ЛОРПа есть гендиректор, мы как будем вмешиваться-то? Мы свои предложения даем. Население очень тревожится, если разлив будет. У нас рыболовство — основной промысел», — указал глава Жиганского района.
Все суда принадлежат ПАО «Ленское объединенное речное пароходство». Всего в заполярном Жиганске на зимнем отстое оказались десять судов — три затонувших буксира-толкача, один танкер (спасен) и шесть барж (спасены).
«Они прошлой осенью слишком поздно пошли с низовьев Лены в сторону Якутска, где-то в начале октября. А потом ледостав образовался, не смогли пробиться дальше и у нас встали на зимний отстой. Делали выморозку, работа велась», — добавил собеседник редакции.
Затонувшие буксиры необходимо извлечь из воды, так как они находятся на месте швартовки танкеров, ежегодно доставляющих нефтепродукты для нужд поселка, отметил Сорокин.
В Минэкологии республики, в свою очередь, заявили, что в связи с тем, что река Лена и ЛОРП являются объектом федерального надзора, информация о происшествии направлена в федеральные ведомства и оперативные службы.
21 мая Якутский следственный отдел на транспорте Восточного МСУТ СК России начал доследственную проверку по части 1 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта) и части 1.1 статьи 293 УК РФ (халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба).
Жиганск — административный центр Жиганского национального эвенкийского района. Поселок расположен на левом берегу Лены, а также по обе стороны реки Стрекаловка. Жиганск находится в 610 километрах севернее Якутска (по прямой). Население — 3,3 тысячи человек.
На фото: буксир-толкач «Механик Курчатов» / районная газета «Новости Жиганска»
Исправление. Название третьего судна — «Механик Курчатов», а не «Капитан Курчатов». Редакция приносит извинения.