История одной фотографии. Бега в Якутске не в почете
Сегодня мы публикуем уникальный в своем роде кадр. В 1957 году в первый и последний раз в Якутске были проведены бега рысистых пород лошадей. В последний потому, что они успеха не имели, якутскому зрителю по вкусу все же скачки.
Национальное достояние
Дьоhогой о5ото – дитя Джэсэгэя, доброго духа, создавшего лошадь. Так именует народ саха коня – своего верного друга. В это наименование вкладывается любовь к лошади, надежда на него. В древних якутских олонхо жеребец богатыря одухотворялся, выступал и в роли умного советчика. Когда надо было выручить хозяина-боотура, он отращивал крылья и перелетал через моря, царства земных и неземных владык, и обеспечивал победу добра над злом.
Кстати, и сам ысыах в основном посвящается Джэсэгэю, открывается приветственным алгысом в его адрес. Никакое другое животное так не возвеличивается. Любовь якутов к лошади выражена и в богатой материальной культуре народа: седла, чепраки, кычыма, уздечки, плетки, махалки отделываются лучшим сукном, ровдугами и серебром.
Чистопородный якутский жеребец с мощным туловищем, густой и длинной гривой, находящийся круглый год на вольном выпасе, действительно, уникальное творение природы. Не случайно ысыах неизменно заканчивается конными скачками – этим важнейшим элементом национальной культуры в целом…
Мир открытий
Не знаю, куда в нашей северной столице в конце 60-х–начале 70-х годов ХХ века водили детей родители развлекать, цирка еще не было, с детским репертуаром в трех тогда театрах было не очень. Но я запомнил на всю жизнь утренники в старом Дворце пионеров с одноруким стариком-гардеробщиком, с боевым орденом на лацкане пиджака, и ипподром.
На ипподром ходил отец, потом он начал брать меня с собой. Впервые я попал на скачки, когда мне было шесть. С того момента, до отъезда на учебу в Ленинград, я не пропустил практически ни одних конных состязаний.
Когда я переступал за порог прекрасных ворот ипподрома, жизнь совершенно менялась. Суета буден оставалась где–то в прошлом, а здесь был Праздник. Здесь кипела совсем другая жизнь. Красивые лошади, красочные программки заездов, люди, активно спорящие, жестикулирующие. Азартные трансляции по громкоговорителю легендарного комментатора «дяди Миши» – приятеля папы, корреспондента газеты «Бэлэм буол» Михаила Игнатьева. Все какое-то неведомое, непонятное и очень притягательное. Детский мир открытий. Наверное, потом, в остальное время, мы и живем на этих детских впечатлениях бытия…
Королевство за коня
Если обратиться к истории, то древние греки и римляне выдающимся непарнокопытным ставили мавзолеи, изображения чеканили на монетах и высекали в камне. А Ричард III вообще полцарства за коня обещал. Хотя, если разобраться, то обещал он гораздо больше. Убедитесь сами, вот цитата из трагедии Шекспира: «A horse, a horse! My kingdom for a horse!».
Памятник жеребцу Арвайхээру является гордостью жителей монгольского города Арвайхээр. Заметьте, кличка лошади дана не по названию города, а город получил название от клички лошади! А прославился жеребец Арвайхээр тем, что в течение 20 лет побеждал на скачках всех соперников.
Установлен памятник коню и в Москве у здания Манежа 1-го конного завода – жеребцу Квадрату. Почти 30 лет он был гордостью завода, неизменно выигрывая все традиционные призы.
Конечно, и на Якутском ипподроме в 70-х годах ХХ века выступали известные скакуны. Если брать не чистокровок, а якутских лошадей, то знатоки конного спорта, конечно, помнят якутского жеребца Чыычааха классической для этой породы мышастой масти, неоднократного победителя республиканских скачек.
Однажды, в 1977 году, уже на закате карьеры, когда после отчаянной борьбы с сильными соперниками седок, чтобы не мучать Чыычааха, опустил повода, конь сам рванул, взлетев, словно птица, догнал лидера и вытянул шею так, что на финише опередил конкурента буквально на полголовы!
По решению судейской коллегии Чыычаах был награжден дипломом, специальной премией и … его проводили на заслуженный отдых. Чыычаах заслужил этот почет, восславив якутскую породу лошадей не только силой и выносливостью, но и своей изумительной резвостью.
Конь как человек, кто-то стремится быть победителем, кто-то нет. Также и лошадь. Она будет вся отдаваться, чтобы выиграть, в ней это заложено. В лошади все на генном уровне и, прежде всего, стремление к победе: или оно есть или нет. Важно умение подготовить ее, понять. Ведь лошадь может быть с плохим характером, может – с хорошим. Ее нельзя обижать, но если ты обидел ее ни за что, то она запомнит и отомстит. С ней нельзя быть либеральным, она сразу перестает слушаться. Не зря знаменитый тренер Николай Ситников говорил: «Все неприятности зависят от человека, а не от коня. С ней обращаться надо на равных, чтобы она не чувствовала слабину человека. Такой уж «женский» характер»…
Игра идет «с рук»
Якутский ипподром был единственным на северо-востоке СССР. Добавим также, что в Советском Союзе конный спорт был единственным профессиональным видом спорта. Так что в столице республики, как и везде в подобных сооружениях, всегда делали ставки на лошадей, играли и играют. Но у нас подобная «игра» имеет свою специфику. Пожалуй, нигде в стране не встретишь такую картину, когда ставки делаются не в кассах тотализатора, а «с рук». Пари заключаются непосредственно между зрителями.
Помню, лет 40 лет назад на Якутском ипподроме один из знатоков лошадей выиграл в сумме 11 заездов неслыханные по тем временам деньги – около 1000 рублей! Имейте в виду, что средняя зарплата достигала тогда 120 рублей в месяц.
А «золотой век» конного спорта республики с 70-х до середины 80-х годов прошлого столетия неразрывно связан не только с именем упомянутого нами Николая Ситникова, но и других великих тренеров и спортсменов – Ивана Соболева, Василия Бочкарева, Моисея Пупко, Василия Прохорова, Иннокентия Свинобоева, Владимира Истомина, Василия Мордовского, Валерия Непомнящего и других.
Кстати, потомок известной династии извозчиков города Пупко, Моисей Гидальевич подтвердил высокий класс якутян. Переехав в Москву, вначале он стал наездником международного класса, затем успешно работал тренером на Центральном московском ипподроме.
В Якутске рекорды подготовленного им Красавчика – рысистая помесь III поколения – продержались более 20 лет! Время кажется эталонным и для наших дней: 1600 метров – 1 минута 52 секунды, 3200 метров – 3 минуты 54 секунды, 4800 метров – 5 минут 55,4 секунды. Лишь спустя 15 лет Исток (буденновская помесь I поколения) Прохорова побил рекорд Красавчика на 1600 метров – 1 минута 49,2 секунды.
Светит знакомая Звезда
Все меньше и меньше остается людей, которые лично знали первых профессиональных тренеров-конников республики. А те, кто остались, бережно хранят и передают свои воспоминания об этих выдающихся в своем деле людях.
Тот же Ситников подготовил к стартам таких известных скакунов, как Тардыылаах, Дайар-Хара, Месяц, Звезда. Николай Терентьевич был предан тренерской работе всей душой. Все его силы были брошены на воспитание чемпионов и на развитие конного спорта.
В содружестве с корреспондентом газеты «Социалистическая Якутия» Владимиром Николаевым им была написана небольшая брошюра «Подготовка и тренинг якутской лошади». Книга, которая была первой в своем ряду и давно уже стала библиографической редкостью.
Воспитанники Ситникова единогласно выделяли одно незаменимое качество тренера: способность в нужный момент настраивать на борьбу помощников и наездников. Как тонкий психолог, он мог подобрать ключ к душе каждого своего ученика. С каждым он вел себя по-разному перед соревнованиями: кого-то чрезмерно хвалил, кого-то, наоборот, злобно ругал. Видимо в этом и заключалась его главная черта, благодаря которой он вырастил поколение чемпионов.
Шаддад или Спид Стар?
Что же стало после ухода в мир иной великой тренерской плеяды якутских конников первой и второй волны? Наступил постепенный спад, обусловленный и временем переходного периода. В 90-х, увы, по ряду причин несколько раз скачки на Якутском ипподроме и вовсе не проводились…
С конца 90-х – начала нулевых нужно отдать должное ректору ЯГСХА Леониду Владимирову, который буквально с руин поднял Якутский ипподром и сумел наладить дела в конном хозяйстве.
Сегодня скачки стали не только изюминкой ысыаха, состязания на Кубок Главы республики привлекают большое количество зрителей. В орбите начали крутиться серьезные миллионные суммы. Сам факт участия в такой скачке – признание квалитета лошади, тем более важна победа.
Такие скакуны, как Шаддад, Спид Стар, Данк Шот, Араниябания, Кейн Шугар, Топ Лэди и другие навсегда вошли в историю конного спорта республики. Кто станет следующим победителем?
Подождем следующего лета…
Георгий СПИРИДОНОВ, SakhaDay.ru
На финишной прямой рысаки Ракета и Налет (справа – будущий жокей международного класса Моисей Пупко, 1957 г.).
(Снимок из фотоархива Ивана Спиридонова).