×

К 80-летию дирижера Николая Кисленко. Воспоминания о театральной жизни в Якутии глазами дочери

21 час назад
К 80-летию дирижера Николая Кисленко. Воспоминания о театральной жизни в Якутии глазами дочери

Вступаю в духовные волны,
Под свод музыкальной вселенной,
Причастник её вечерам,
Где смолкшими звуками полны
И воздух, и купол, и стены,
Как хорами стихшими – храм.
Даниил Андреев

Интродукция

Моё детство прошло за кулисами родного Театра оперы и балета Якутии им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, куда приводил меня на репетиции и спектакли папа — Николай Иванович Кисленко, заслуженный деятель ЯАССР, педагог, дирижёр оркестров Якутского музыкального училища им. М.Н. Жиркова, театра Оперы и балета Якутии, оркестров Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева и Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова.

Ещё не умея играть на каком-либо музыкальном инструменте и не зная музыкальной грамоты, я впитывала атмосферу репетиций, где музыкальные звуки проникали и окружали меня с самого рождения. Сейчас, через много лет, эти образы живут со мной, помогая ощутить на интуитивном уровне, где настоящее, а где просто игра…

У нас была музыкальная семья: мама, Татьяна Салиховна Гилязутлинова, была прекрасной пианисткой, концертмейстером. Ветеран труда, она многие годы заведовала концертмейстерским классом в Якутском музыкальном училище, её очень ценили как педагога и концертмейстера в Казанском музыкальном училище. Дедушка — Гилязутдинов Салих Нурутдинович — один из первых фаготистов Якутии, всю жизнь проработал в оркестре Телерадиокомпании и в оркестре музыкального театра Якутска, отличник радио и телевидения, ветеран ВОВ, имел множество наград, на фронт ушёл в 1941 году, дошёл до Берлина, несколько лет служил в войсках за пределами СССР после войны, играл в военном духовом оркестре, в 1948 году в Вене (Австрия) родилась моя мама…

Всё это предопределило и мой путь — я пошла по стопам моей музыкальной семьи, стала музыкантом. Окончила Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова как музыковед, много лет работаю в Телерадиоцентре «Орфей» (Москва), где меня постоянно окружает музыка во всех её проявлениях: фондовые записи, репетиции оркестра, проекты, концерты и спектакли…

Анна МАРКОВА со своим отцом Николаем КИСЛЕНКО

И я благодарю свою семью и, в первую очередь, отца, за то что вложили в меня с самого детства и окружали любовью и заботой.

Этот небольшой очерк я посвящаю моему другу — любимому отцу и моей семье.

Воспоминание первое

Первые впечатления, которые остались в памяти о театре — мы вместе с дочкой Алексея Попова и Ирины Борисовой — Машей, бегаем по коридорам и фойе театра… Где-то вдали звучит музыка. «Щелкунчик». Звуки манят и притягивают. Заглядываю сверху из фойе в тёмный зрительный зал, где внизу светится оркестровая яма и идёт репетиция оркестра. Вдруг папа останавливает игру оркестра и требовательно, но с уважением к музыкантам, делает краткие и точные замечания. Взмах руки и музыка продолжает звучать… (В фонде театра хранится партитура «Щелкунчика» с пометками отца, а в домашнем архиве сохранилась партитура, по которой Николай Иванович работал дома, когда готовился к спектаклю).

Это был один из любимых спектаклей папы и одна из первых совместных работ с Алексеем Поповым, заслуженным артистом Республики Саха, главным балетмейстером театра оперы и балета с 1972 по 1993 годы, с которым они поставят ещё много прекрасных спектаклей…

Воспоминание второе

Вот театр. Обычный рядовой рабочий день. Все фойе пусты, в гардеробе все номерки на месте, и когда проходишь между пустыми рядами зрительного зала, возникает шаловливая мысль о том, что можно выбрать любое место и самое лучшее.
Идёт приготовление к премьере балета «Абакаяда». Хореография и постановка Алексея Попова, дирижёр-постановщик Николай Кисленко, исполнители главных партий — Ирина Борисова, заслуженная артистка ЯАССР и Александр Ягодкин.

Папа с теплотой вспоминал работу над этим балетом и творческие поиски с балетмейстером Алексеем Поповым и композитором Николаем Пейко. Вспоминал, как они вели деловую переписку с композитором, где он давал рекомендации к постановке его балета.

Воспоминание третье

На сцене царит полумрак, готовится постановка спектакля «Пиковая дама». Это была очень значимая работа и важная для отца. Специально из Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) приехала режиссёр-постановщик Маргарита Слуцкая. Папа часто вспоминал эту работу с Маргаритой Давыдовной, профессионалом высочайшего уровня, выпустившей много талантливых режиссёров оперного театра в Ленинградской государственной консерватории. Хормейстер постановки — Виктор Птицин, заслуженный деятель искусств РСФСР, СССР.

Очень хорошо помню исполнителей, которые участвовали в премьере. Вячеслав Логинов, заслуженный артист ЯАССР, Анегина Ильина народная артистка РСФСР и РС(Я) и Мария Николаева народная артистка РС(Я). К слову, жена Логинова — Мария Никитична Григорьева, заслуженная артистка РС (Я), была прекрасным педагогом, очень тонким музыкантом, много лет проработала концертмейстером в театре оперы и балета, и я, скромный автор данного очерка, училась по фортепиано у этого замечательного и чуткого педагога.

Уже позже, приезжая в Санкт-Петербург и прогуливаясь по Летнему саду, папа всегда говорил: «Вот та самая решётка Летнего сада, которая была в декорациях в нашей постановке "Пиковая дама"»…

Воспоминание четвёртое

На сцене декораций пока нет, они существуют только в виде макета, который находится в кабинете дирижёра. Как же было увлекательно рассматривать каждую деталь, которая будет на сцене. И не нужно было никаких кукольных домиков — всё было в театре.
Театр — это семья. Творческие отношения часто перерастали и в дружеские, и в семейные.

Скоро «Жизель». Один из любимых спектаклей папы. Когда смотрю сейчас этот спектакль на сценах московских театров, неизменно встают картины из прошлого, и каждая нота, движение знакомо и оживают всё снова и снова…

Воспоминание пятое

И вот снова яркий свет люстр освещает театр. Публика постепенно заполняет зрительный зал в ожидании начала спектакля. А за кулисами — волнение, трепет, собранность, сосредоточенность.

Премьера спектакля «Дон Кихот». Иду по лабиринтам театральных кулис. Они также сложны и запутанны, как и лабиринты театрального процесса. Лица актеров еле узнаваемы из-за большого количества грима, и выглядят даже отпугивающе и неестественно вблизи. Но через некоторое время эти маски оживут, и пройдет целая жизнь героя спектакля в облике актера — творца.

Это была яркая работа. По воспоминаниям отца работать над этой постановкой с режиссёром из Санкт-Петербурга Ольгой Розановой, профессора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, было легко и интересно. Творческие встречи и репетиции проходили на высочайшем профессиональном уровне.

В архиве театра хранится партитура «Дон Кихота» с пометками отца, по которой до сих пор работают дирижёры. В частности, ученик Кисленко — дирижёр Николай Пикутский, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), который с трепетом рассказывал о работе над этим балетом, когда мы с папой последний раз приезжали в Якутск в 2018 году.

Воспоминание шестое

С теплотой вспоминаю национальные театральные постановки, которые очень любил папа: «Сказки старика Сээркээн Сэсэнэ» З. Стапанова, «Сын солнца» А. Созонова, «Саасчаана и Чардаана» В. Ксинофонтова, «Камень счастья» Г. Григоряна, «Амо и его друзья» В. Каца.

Тема возрождения якутских национальных традиций была очень близка папе, ведь Николай Кисленко являлся одним из зачинателей развития и возрождения якутского национального инструментария. Именно под его руководством в Якутском музыкальном училище появился оркестр якутских национальных инструментов.

Совместно с мастером Владимиром Мохначевским были сконструированы и созданы музыкальные инструменты, которые были основаны на якутских традициях, но с классическим строем — это позволяло исполнять сложные произведения. Сейчас ученики Кисленко продолжают эти начинания на высочайшем уровне — Николай Петров, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), руководитель и главный дирижёр оркестра якутских инструментов Национального театра танца РС(Я) им. С.А.
Зверева — Кыыл Уола), Анна Томская, заслуженная артистка Республики Саха (Якутия), руководитель ансамбля «Кыл Саха» и многие другие…

Воспоминание седьмое

Звучит Adagio из «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрин. Концертный зал имени Сайдашева. Казань. 2025 год. На сцене оркестр народных инструментов Казанской государственной консерватории. Звучит в память о маэстро…

Работа в театре оперы и балета с симфоническим оркестром сказалась и на педагогической деятельности, и в работе с оркестром народных инструментов. Поразительное слышание оркестрового звучания, опыт и знание инструментовки помогали создавать партитуры исключительного качества.

Сейчас переложения и инструментовки Н.И. Кисленко звучат по всей стране. А их не мало – это переложения фрагментов из оперы «Кармен» Ж. Бизе, опер и балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Евгений Онегин», произведения Грига, Рахманинова, Пуччини и многие другие работы…

Антракт

Благодарю всех, кто помнит и чтит вклад отца, его умение заряжать своей энергетикой и профессионализмом.

Благодарю коллектив театра оперы и балета за память. Музыкантов оркестра, с которыми папа работал. Знаю, что Николай Иванович пользовался авторитетом и уважением у оркестрантов, что бывает очень редко. Он был для них и руководителем и другом.

Отдельная благодарность Людмиле Брониславовне Надобко, заслуженная артистка Республики Саха (Якутия), которая связалась со мной несколько лет назад, когда ещё только готовился к выпуску трёхтомник о театре, чтобы я собрала и отправила биографические данные о папе и о дедушке для издания.

Отдельная благодарность Марине Владимировне Силиной, зам. министра культуры и духовного развития РС(Я), заслуженная артистка РФ и Республики Саха (Якутия), которая, несколько лет назад, сама лично прислала нам из Якутии трёхтомник издания Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона, который папа успел увидеть, и на протяжении всего этого времени, после ухода папы, поддерживала меня тёплыми словами.

Благодарю Наталью Владимировну Базалеву, заслуженного деятеля искусств РС, заслуженного работника культуры Российской Федерации за то, что организовала нам с отцом спонтанную встречу со всеми деятелями культуры Республики Саха в Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) в 2018 году. Это была последняя встреча отца со своими коллегами. Помню, как Наталья Владимировна позвонила и сказала, что заедет в гостиницу через некоторое время, и чтобы мы были готовы, но не сказала куда поедем…

Это был потрясающий сюрприз, который мы не ожидали…
Благодарю Якутский музыкальный колледж имени Н.Г. Жиркова за организацию парада оркестров к 80-ю отца и присвоение имени Н.И. Кисленко оркестру народных инструментов. Отдельная благодарность Каженкиной Анастасии Васильевне – организатору этого концерта в колледже.

Эпилог

Театр! Грандиозное, неповторимое, наивное и хрупкое явление. Каждый раз попадая в объятья театра испытываешь растерянность, страх и в тоже время безумный интерес и восхищение. Театр поглощает, не отпускает, вдохновляет.

Театр живёт не только как охранитель традиций, но и как создатель новых замыслов и идей. Что и показывают новые постановки на сцене театра оперы и балета Якутии.
Театр живёт для зрителя. Он ждёт, когда снова вольются в него стройные ряды слушателей — зрителей, таких разных, но объединенных самим присутствием в театре.
Пом-реж. сообщает, сколько минут осталось до начала спектакля, и просит пройти к оркестровой яме дирижера, и артистов, которые участвуют в первом акте, к сцене.
Смолкают все посторонние звуки. Гаснет свет в зрительном зале.
Спектакль начинается…

С благодарностью и любовью, Анна Николаевна МАРКОВА

Фото из домашнего архива

Sakhaday.ru
Новости Якутии в VK
Читать
Прокомментировать в Telegram
Перейти