Как Василий Михайлов спас товарищей на озере Ильмень, а спустя годы встретил знамя 141-го полка
Фронтовик Василий Михайлов из Олекминского улуса был одним из немногих, кто выжил в кровавом побоище на озере Ильмень. Будучи отменным лыжником он форсировал озеро одним из первых и прорвался во вражеских окоп. Благодаря его подвигу – уничтожил немецкий пулемет, его товарищи смогли выбраться живыми, передает SakhaDay.
Василий Иннокентьевич, родился в Олекминском районе Якутии в 1917 году в бедной крестьянской семье. Рано остался сиротой, воспитывался в семье родной сестры Акулины-младшей. Ему удалось закончить 4 класса школы, а затем пришлось работать.
Великая Отечественная война застала его в Токкинском районе (прим. ред. сейчас это часть Олекминского улуса, а тогда это был отдельный район). Василий Иннокентьевич был призван на фронт в 1942 году. В июне вместе с остальными призывниками он прошел пешком по маршруту Чокурдах (Токко) – Даппарай – Олекминск, затем добрался на пароходе до села Усть-Кут. Оттуда до Иркутска добирались на машинах. Там они прошли курс молодого бойца.
Подвиг на озере Ильмень
В это время началось формирование новой дивизии. В ее составе появилась лыжная бригада. Большинство саха взяли в Сибирскую ударную лыжную бригаду, учитывая то, что все они хорошо бегали на лыжах, непонаслышке знали, что такое долгие переходы, были меткими стрелками.
Первое боевое крещение Василий Иннокентьевич получил при знаменитом форсировании озера Ильмень на территории Новгородской области. Все мы знаем, каким для наших войск было то наступление. Под свист и вой тысяч немецких пуль и снарядов наши солдаты по тонкому льду пошли в наступление прямо в поселок. Многие погибли и утонули в этом озере длиной 70 км и шириной 30 км, но некоторые все-таки прорвались, и одним из первых был Василий Иннокентьевич.
Он ворвался в окоп врага и заколол штыком двух немцев. Тут он услышал справа от себя стрельбу и увидел, как из вражеского дота пулеметный свинцово-смертельный огонь поливал наших бойцов, под его напором вынуждены были лечь солдаты.
Василий Иннокентьевич забросал гранатами огнедышащий пулемет, и когда он замолк, солдаты с криками «ура-а!» бросились вперед. За этот подвиг Василий Михайлов был награжден боевым «Орденом Славы III степени».
Участвовал в освобождении Восточной Европы
В 1944 году Василий Иннокентьевич попал в госпиталь уже с третьим ранением. После выздоровления он снова воевал на передовой, на этот раз в 139-ом гвардейском стрелковом полку в минометной батарее. А затем он воевал в 141-м гвардейском стрелковом полку до конца войны. Участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии, Латвии и Литвы.
За годы службы он дослужился до звания сержанта и был награжден боевыми медалями: «За боевые заслуги», двумя медалями «За отвагу», «Орденом Славы III степени», медалью «За победу над Германией». Также ему вручили благодарность от Верховного Командования за освобождение Риги. Позже был награжден юбилейными медалями и «Орденом Отечественной войны I степени». На полях этой жестокой войны он вступил в ряды КПСС.
Спустя годы подержал в руках знамя полка
На фото: с супругой Клавдией Петровной Ощепковой
Василий Иннокентьевич вернулся на Родину в декабре 1945 года. Работал инструктором в Токкинском райкоме партии. Затем до выхода на пенсию Василий Иннокентьевич работал в родном Токкинском колхозе, совхозе. В последние годы жизни переехал в Якутск.
В 1989 году в Якутск привезли из Москвы знамя 141-го гвардейского стрелкового полка. Это знамя возили по всему СССР, собирая их боевых сослуживцев, которые воевали под этим стягом. В нашем городе он был единственным участником, который прошел до конца войны под этим стягом.
Как вспоминают дети и внуки, он не любил рассказывать и смотреть фильмы про войну. Только потом, когда стали показывать документальные фильмы о войне, только тогда стал смотреть их. Он очень хотел съездить по местам, где воевал, но так и не смог.
– Наш дедушка хоть и был по жизни немногословным и закрытым, как истинный саха, но был очень добр к своим внукам. Радовался правнукам, любил возиться с младшими.
У него был цепкий ум, любознательность и тяга к новому. Много читал книги, смотрел аналитические передачи. В последние годы жизни, когда зрение подвело, слушал радио, был в курсе всех мировых новостей, – поделилась внучка Ирина Поисеева.
Василия Михайлова не стало в марте 2006 года, он не дожил год до своего 90-летия.