Картина "Его дочь" якутского режиссера Татьяны Эверстовой названа лучшим фильмом года
Год российского кино: рекорды и провалы в статье обозревателя «Труда» и его десятка лучших.
«Год кино в России с треском провалился!» — с непонятным ликованием твердят в соцсетях популярные блогеры. Некоторые из них поставили диагноз еще летом, сразу после «Кинотавра», когда подводить итоги года было просто смехотворно. Ведь главные хиты продюсеры и прокатчики приберегают к осени. И только сейчас картину уходящего киногода можно увидеть целиком. Лично меня она совсем не пугает. А где-то даже воодушевляет.
Начну с арифметики. О каком, спрашивается, провале Года кино может идти речь, если уже 27 ноября наши фильмы собрали в прокате рекордные 8,186 млрд рублей, перекрыв достижение трехлетней давности (8,131 млрд)? До конца 2016-го, прогнозируют аналитики, благодаря стартующим в эти дни потенциальным хитам «Елки 5», «Дед Мороз. Битва магов», «Снежная Королева 3», «Викинг», «Три богатыря и морской царь» будет собран еще миллиард рублей. Ничего себе провал...
Соответственно, вырастет и доля российского кино в прокате: с привычных 17 до 20% , как пообещал недавно замминистра культуры Сергей Обрывалин. Число наших фильмов на экранах тоже неуклонно растет: в 2014-м их было 82, в 2015-м — 129, в 2016-м — уже 135. Согласитесь, обнадеживающая динамика. Хотя такой большой кинодержаве, как Россия, надо бы производить не менее 250 фильмов. Примерно столько снимается ежегодно во Франции — не зря она остается лидером европейского кино.
Но не цифрами, а хорошими фильмами живо кино. И яркие картины в этом году были — причем на разные вкусы. Приходилось, например, слышать, что у нас нынче в загоне авторский кинематограф. Но при этом мы почему-то были представлены на всех главных мировых кинористалищах и редко возвращались оттуда без наград. Напомню: в феврале в Берлине была обласкана прессой трагикомедия Михаила Местецкого «Тряпичный союз». В мае острый «Ученик» Кирилла Серебренникова, снятый на частные средства, произвел изрядный шум в Канне, получил приз свободной французской прессы. Впоследствии фильм пошел гулять по фестивальным экранам, номинировался на европейский и азиатский «Оскары»...
Схожий подвиг совершила «Зоология» Ивана Твердовского, снятая в гоголевских традициях фантастического реализма. Картина прогремела в Карловых Варах, Торонто, Лондоне, Пусане, Сан-Себастьяне, Цюрихе, Батуми — далее везде. Феерическое фестивальное путешествие проделала «Коробка» дебютанта Эдуарда Бордукова. Эту ленту, искусно соединившую спортивную драму и драму социальную, буквально завалили призами на фестивалях в Чикаго, Бухаресте, Палермо, Дели, Милане, Таллине, не говоря уже про десятки наград на родине...
Наконец, главным триумфатором года по праву стал мэтр Андрей Кончаловский. Его «Рай» завоевал в Венеции «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, потом собрал увесистую гроздь наград на киносмотрах в США, Испании, Израиле, Португалии, а буквально несколько дней назад попал в номинанты «Оскара». Черно-белый «Рай», посвященный трагедии холокоста, сделан крепкой рукой большого мастера, так что шансы Кончаловского получить престижнейшую награду весьма велики. Это не аляповатый «Сталинград» Федора Бондарчука и не рыхлое «Предстояние» Никиты Михалкова, которые ничего, кроме вежливого недоумения, у американских киноакадемиков вызвать не могли.
Впервые в истории российского кино на «Оскар» выдвигался и неигровой фильм, но, к сожалению, в шорт-лист не попал. Документальная драма Виталия Манского «В лучах солнца», рассказывающая о теневых сторонах жизни Северной Кореи, завоевала три десятка призов на международных фестивалях, обошла экраны многих стран мира. В том числе установила рекорд по сборам для неигрового кино в России. Дополнительную рекламу фильму создало наше доблестное министерство культуры, которое почему-то чинило этой яркой антитоталитарной ленте всевозможные препятствия.
«Но это все искусство для киногурманов», — могут возразить мне оппоненты. Народ, дескать, в своей массе на такое кино не ходит. С этим отчасти соглашусь, но с одним важным уточнением: публика у нас вообще в кино ходит мало, и на европейские фильмы тоже. Среднестатистический россиянин выбирается в кино реже раза в год, хотя в советское время на каждого зрителя приходилось 17 походов в кинотеатр. Многократным падением аудитории, ее резким омоложением и, извините, интеллектуальным оскудением (нынче кинозалы стали прибежищем для полуграмотных тинейджеров) и объясняются провалы в прокате многих вполне качественных и потенциально зрелищных картин. Напомню, что знаменитый «Остров» Павла Лунгина тоже бездарно сгинул в прокате, а во время демонстрации по ТВ показал высочайший рейтинг в истории нашего ТВ.
Так дело обстоит и ныне. И победитель «Кинотавра» — очаровательная семейная комедия «Хороший мальчик» с блистательным созвездием актеров, и победитель выборгского фестиваля «Окно в Европу» — поэтичная и нежная якутская сага «Его дочь», и недавний победитель «Сталкера» — пронзительная драма из жизни шахтеров «Вся наша надежда», и стильная молодежная картина Сергея Соловьева «Кеды» с мелодиями популярного рэпера Басты, и провокативная, исполненная визуального пиршества «Дама пик» все того же Павла Лунгина, и уже упоминавшаяся азартная «Коробка», и увлекательные «Дачники» Александра Вартанова, и симпатичные «Городские птички» Юлии Белой, и трогательный «Инсайт» Александра Котта, и еще десятки фильмов, которые мне довелось увидеть в течение года, вполне могли бы окупиться и принести прибыль. При одном условии: если бы у нас был нормальный прокат. Если бы в 90-е мы не потеряли взрослого, думающего зрителя, который с тех пор отвык ходить в кинотеатры, предпочитая сидеть у телевизора.
Для того чтобы вернуть зрителя в кинозалы, сделано за последние годы, увы, не так уж много. Пиратство в сети не побеждено. Громко проафишированное строительство кинотеатров в малых и средних городах с приоритетным показом отечественных фильмов пребывает в анабиозе: из 450 запланированных к концу 2017-го кинозалов готово лишь 87. Инициированная когда-то министром культуры идея ввести уроки кино в школьную программу завяла, едва родившись. Некогда мощное движение киноклубов дышит на ладан. В итоге в кинотеатрах сидит инфантильная публика, смотрит примитивные голливудские стрелялки, детские мульты да наши дураковатые комедии типа «Жениха» (сборы 7,4 млн долларов при бюджете 1,5 млн) и хрустит попкорном.
Скажу честно: снимать качественное кино для массовой аудитории у нас умеют немногие. Этому во ВГИКе не учат. Но в уходящем году на экранах появились такие специально ориентированные на широкую публику, дорогостоящие и, увы, разные по качеству фильмы, как «Дуэлянт» и «Ледокол», «Землетрясение» и «28 панфиловцев». С трудом окупился из них только последний. Но виноваты в этом не только авторы (хотя и они тоже). Российская киноаудитория нынче столь мала (от силы 5 млн постоянных зрителей), что ее энтузиазма, эмоций, да и доходов (при цене билета под 500 рублей) хватает, похоже, лишь на один российский блокбастер в году. Пару лет назад это была «Легенда № 17» Николая Лебедева. В этот раз публика повалила на его же «Экипаж», взлетевший еще в апреле и продолжающий приносить прибыль до сегодняшнего дня.
Я не переоцениваю художественные достоинства этого проекта, но он снимался не для критиков, а для широкой публики. Крутизной спецэффектов, безостановочным экшеном, позитивным зарядом «Экипаж» попал в ожидания аудитории и покорил ее. На сегодняшний день фильм собрал в нашем прокате более 1,5 млрд рублей. Его купили для проката уже 45 стран мира. Это еще один абсолютный рекорд российского кинематографа в уходящем году.