×

Кому поверил Пепеляев?

14:00 - 28.8.2022
Кому поверил Пепеляев?

100 лет назад, в конце августа 1922 года, генерал Пепеляев начал свой поход на советскую Якутию. Последовавшие за этим сражения весной и осенью 1923 года – оборона Амги в местности Сасыл-Сысы, стали последними в Гражданской войне в советской России.

В исторической литературе поход Пепеляева из порта Аян на побережье Охотского моря в сторону Якутии, называют не иначе, как «пепеляевская авантюра».

Почему авантюра? Кто уговорил и убедил Пепеляева, что в Якутии с большевиками успешно борются 10 тысяч местных повстанцев?

«После взятия Якутска планировали созвать народное собрание»

О походе генерала Пепеляева на основе архивных данных рассказывает кандидат исторических наук Владимир Пестерев, исследователь малоизвестных событий и фактов Гражданской войны 1918-1930 годов в Якутии, автор нескольких книг по истории братоубийственной войны в Якутии.

Почему 1930-х годов? Дело в том, что и после окончания Гражданской войны в России в далекой Якутии, ЯАССР происходили вооруженные восстания и мятежи против советской власти. Познакомим читателей с малоизвестными фактами, приведенными в работах историка.

«Пепеляевцы выступили против большевиков под бело-зеленым флагом сибирских областников в помощь якутским повстанцам с лозунгом «Через автономную Якутию к автономной Сибири», «Да здравствует Учредительное собрание!».

После взятия Якутска, они планировали созвать Народное собрание на основе всеобщего, прямого и равного голосования без различия пола, вероисповедания и национальности, которое определило бы форму народовластия без коммунистов и большевиков», - пишет о целях похода Пепеляева историк Владимир Ильич Пестерев.

Из дневника генерала Пепеляева, февраль 1923 года:

««Моя мечта выйти в Сибирь, создать Сибирскую национальную народно-революционную армию, освободить Сибирь, собрать Всесибирское Учредительное народное собрание, передать всю власть представителям народа. И дальше, как они решат».

О наступлении Пепеляева в Якутске узнали из телеграммы

В августе 1922 г. в адрес начальника штаба войск Трегулову поступила шифровка из Иркутска, с содержанием которой он ознакомил Аммосова, секретаря Якутского областного бюро РКП(б).
Здесь необходимо отметить, что 31 августа 1922 г. Слепцов-Ойунский в связи с болезнью был освобожден от обязанностей председателя ревкома и председателя Совнаркома ЯАССР.
Временно исполняющим председателем ревкома и председателем совнаркома был назначен Барахов.

Текст телеграммы

Иркутск 23 августа 1922 г.

«Получены сведения из Владивостока, что Меркуловское правительство озабочено созданием экспедиционного корпуса под начальством генерала Пепеляева, который предполагается довести численностью до 2000 человек. 4-го корпуса захват Охотска и Аяна. Экспедиция предполагает выступить в конце августа и прибытие на место ожидается в середине сентября.

Указанные сведения считаю преувеличенными и данный момент они проверяются агентурным путем, но учитывать их следует. Сообщите эту телеграмму тов.Аммосову причем данные сведения держите в секрете».

Итак, 23 августа военным командованием ЯАССР из штаба 5-й Армии получены первые сведения о готовящемся вторжении в Якутию белогвардейского отряда под командованием генерала Пепеляева.
28 августа командующий войсками ЯАССР Байкалов получил директиву об укреплении Аяно-Охотского района в связи с готовящейся авантюрой Пепеляева.

Примерная численность

Из частей Приморской земской рати: офицеров 150 человек, солдат 208-358 чел.
Прибыло из Харбина: офицеров - 122, солдат – 105-227.
Кроме того, прибыло одиночным порядком офицеров и солдат – 145
Всего – 720 человек.

Это численность Сибирской добровольческой дружины под командованием самого Пепеляева.
Вот что пишет историк Владимир Пестерев:

«Чтобы избежать дипломатических осложнений с Японией Пепеляевская дружина формировалась под Владивостоком как отряд милиции для охраны побережья северных областей. Пепеляев был принципиальным противником всяких соглашений с Японией, т.е. сторонником распространенного среди генералов «белого движения»: «Я Россией не торгую». Затем в Аяне отряд был переименован в Сибирскую добровольческую дружину».

Как видим, в формировании дружины Пепеляева была замешана внешняя политика.

Как известно, в годы Гражданской войны в Мурманске и Архангельске высадились английские и американские экспедиционные войска, на Дальнем Востоке – японские. В историю вошло под названием «интервенция».

Белые и красные: соотношение сил

Все свои силы вместе с партизанскими повстанческими отрядами, генерал-лейтенант Пепеляев сосчитал в 1450 штыков (650 дружины + 800 повстанцы со слов Н.В. Алексеева).

Количество бойцов в частях Красной армии (на основе разведданных повстанцев): в Петропавловском - 300 штыков, в Амге - 300 штыков, в Якутске- до 800 штыков. Фактически красные части, находящиеся в Якутии, насчитывали 1046 штыков при 2 орудиях, 15 тяжелых, 36 легких пулеметах.
Из фондов Национального архива РС(Я):

«Укомплектование дружины происходило под Владивостоком. В состав соединения входило около 700 человек, большинство – офицеры царской армии.

Среди высших офицеров, выступивших вместе с Пепеляевым были генерал-майор В.А.Ракитин, генерал-майор Е.К. Вишневский.

К дружине Пепеляева присоединилась народная армия В.А.Коробейникова (около 400 бойцов) и все антисоветские вооруженные отряды. Таким образом, дружина генерала Пепеляева насчитывала около 1000 бойцов.

Кому поверил генерал Пепеляев

Генерал Пепеляев признал верховенство гражданской власти в Якутии во главе с П.А. Куликовским.

Справка
Петр Александрович Куликовский – 1869 г.р. эсер, социал-революционер, отбывал каторгу в Нерчинске на рудниках. После каторги был определен на поселение в Якутскую область. Работал в Якутске в торговой фирме Громовой. После февральской революции активно включился в политическую и общественную деятельность. Был уполномоченным Якутского областного продовольственного комитета в Нелькане, участвовал в строительстве дороги до Аяна.

В 1920-х годах примкнул к антибольшевистскому движению. Весной 1922 года утверждён Управляющим Якутской областью и председателем Временного Якутского областного народного управления, ВЯОНУ. Посещал Харбин и Владивосток, убеждая Приамурское областное правительство и генерала Пепеляева поддержать восставших в Якутии.

«Пепеляев, приняв на веру призыв Куликовского, став во главе тобольских, енисейских, иркутских, пермских крестьян, рабочих уральских заводов, солдат и офицеров, сражавшихся на германском фронте, бывших колчаковцев, во имя своих демократических идей, рассчитывая на помощь и поддержку якутского народа, согласился на поход в Якутию», - пишет историк Пестерев.

Продолжение следует

Sakhaday.ru