×

«Кони из палок». Почему экс-главный архитектор Якутии продвигала современное искусство в массы

12:40 - 22.3.2024
«Кони из палок». Почему экс-главный архитектор Якутии продвигала современное искусство в массы

Бывшая главный архитектор Якутии Ирина Алексеева высказалась по поводу качества плиток, которые планируют использовать при благоустройстве набережной озера Сайсары. Некоторые пользователи якнета раскритиковали ее в ответ и напомнили о неудачных, по их мнению, арт-объектах. Однако, как уверяют культурологи и искусствоведы, понимание современного искусства приходит только тогда, когда оно вписано в пространство и окружает людей.

Ирине Алексеевой припомнили «коней из палок», назвав так ленд-арт объект «Священный табун мифических лошадей». Эта композиция авторства Николая Полисского, который около 30 лет занимается созданием объектов из природных материалов, установлена в селе Владимировка. Художник говорил, что он вдохновился культурой саха и отношением народа к лошади. Это тотемное животное, в духовном и в материальном отношении играет одну из ключевых ролей для народа саха, говорил он в интервью.

«Священный табун мифических лошадей» появился в рамках V якутской биеннале современного искусства BY-18, на проведение которой фонд Национального художественного музея Якутии выиграл президентский грант на сумму 6,5 млн рублей.

Такие биеннале, идейными вдохновителями которых стала Ирина Алексеева, занимавшая тогда должность главного архитектора Якутска, проводились в столице республики несколько раз. В рамках этих проектов в городе появились муралы и другие арт-объекты.

Однако некоторые из них не были поняты и приняты горожанами. Нападкам подверглись скульптура испанского художника Окуда Сан-Мигеля «Первобытный мираж», прозванная в народе «головой панка», и мурал на стене бывшей протестантской церкви, выполненный всемирно известным художником-граффитистом и дизайнером Андреем Адно. Абстрактную композицию жители Якутска сравнили с использованными презервативами.

Как считают эксперты, такое отношение якутян, а также и россиян, к паблик арт-объектам, которые выбиваются из привычного представления об искусстве, объяснимо. Как говорит культуролог, автор подкаста «Искусство для пацанчиков» Настя Четверикова, люди бы понимали современное искусство, если бы изучали супрематизм в школе, а памятники в городах отличались бы абстрактностью.

— Если бы мы из школьной программы знали, кто такие Малевич и Кандинский, и что такое супрематизм, мы бы воспринимали современное искусство как норму нашего искусства и нашей культуры, — ">говорит культуролог.

По ее мнению, также важно, чтобы объекты современного искусства были вписаны в городское пространство.

— Посмотрите что на улицах наших городов: сплошные памятники Ленину и абсолютно реалистичные памятники. Если нас не окружает современное искусство, то как мы можем его начать понимать, — объясняет эксперт и отмечает, что вины россиян в этом нет, так как власти запретили авангардизм в 1932 году и оставили обывателей без права разбираться в направлениях современного искусства.

Сейчас при желании можно задаться вопросами о том, почему «Черный квадрат» Казимира Малевича не сможет нарисовать любой желающий, что выразил в своей «Гернике» Пабло Пикассо и что такого ценного в «Простреленной шалфеевой Мэрилин» Энди Уорхола, которую купили за 195 млн долларов. Ответы можно найти в книгах о современном искусстве, подкастах и на курсах.

— Понимание современной городской среды — это, прежде всего, вкус, стиль, — сказала несколько лет назад Ирина Алексеева, отметив, что «нужно немножечко поменять мозги у людей».

Виталина Коренева, Sakhaday.ru