Кулан Хаан: В каждом из нас живет шаман
Недавно в Москве вышла книга потомственного якутского шамана Кулан Хаан Баайагантай под названием «Пусть просыпается шаман». Она уже разошлась по России и получила высокую оценку читателей. Sakhaday решил поговорить с ее автором.
- Скажите, как вам пришла идея написать эту книгу?
— Это не первая моя книга. У меня уже на якутском языке их несколько. Самиздатом я выпустил четыре книги, которые разошлись тиражом около 30-ти тысяч экземпляров. В целом должна выйти серия. До этого в 2010-ых годах мы с Еленой Коденко, нашей замлячкой, которая живет в Москве, написали совместный труд «На грани реального нереального». Я много езжу по России, ездил по миру, пока границы были открыты. Люди всегда просили книги в бумажном варианте, поэтому пришла идея написать книгу более серьезную. На первом этапе очень помогла Майя Максимова. Она расшифровала мои видео с русского канала. Я отредактировал, дополнил, и вышла «Пусть просыпается шаман». Выпустило ее московское издательство «Велигор». Я рад, что люди интересуются книгой. Она распространилась от Сахалина до Крыма. Ее можно купить в «Литрес».
- Вы в ней говорите, что в каждом из нас живет шаман.
- Шаманом я называю чистую природу человека, его чистое состояние, первородную часть. Я называю это измененным состоянием сознания, когда человек начинает широко чувствовать, ощущать. Оказывается, на самом деле это нормальное состояние человека. В аннотации моей книги говорится, что у каждого есть свой шаман, свое восприятие и понимание его. На самом деле слово «ойуун» монгольского происхождения, а может быть, исконно якутское, перенятое монголами. Оно означает сознание. Не колдовство, не ясновидение, а именно расширенное сознание человека. На самом деле многие слова искажены. Человечество само исказило смысл слов. Даже слов любовь, шаман, бог.
- А как исказили слово «шаман»?
- В советское время в период раскулачивания шаманов считали врагами народа. Естественно, все боялись этого, и слово шаман какое-то время было нарицательным и имело значение: «нехороший человек, похожий на шамана». Еще люди в состоянии алкогольного опьянения иногда называют себя шаманами, а ему говорят: «Ойуунумсуйума, оол бу буолума!» («Не шаманствуй!»).
- Прочитав вашу книгу, можно стать шаманом и удаганкой?
- Нет, для этого избирают духи. Удаганки, шаманы, которые камлают - люди, сильно ощущающие саму природу. Таких людей в других культурах называют просветленными. Раньше в старину шаманы знали, когда уйдут, когда обратно придут. Они говорили, например, я появлюсь в четвертом поколении своего рода или больше не возвращусь. Я сейчас читаю научные труды Алексея Алексеевича Кулаковского-Ексекуллээх Елексей, где он восхищается религией нашего народа. Она изначально была очень глубокой, и шаман там выступает в виде жреца. Но Кулаковский в то же время отмечает, что наш народ темный, верит суевериям и страхам.
- А как насчет белых и черных шаманов?
— Это было велением времени. Были сложные времена, когда люди жили племенами и у них был совершенно другой строй. Представьте себе, у нас не было бы интернета, врачей, ветеринаров, синоптиков, то к кому бы мы обращались? Естественно, к тем людям, которые наблюдают, понимают природу. Таким образом появились первые жрецы – шаманы. А потом пришел раздел земли и начали разделяться на богатых и бедных. Естественно, тогда хитрость человеческая взяла верх, и начали появляться так называемые черные шаманы.
- Что означает заголовок «Пусть просыпается шаман»?
- Пусть открывается чистая природа в человеке.
- Шаман – это дитя природы, пишете вы.
- Да, это есть внутренняя часть нас самих, наших предков, переживших сложные времена, не затронутая страхами, сомнениями, навязанными за долгие годы существования человечества. В этой книге я пытался дать понять, чтобы люди стали понимать законы природы. Сейчас человек в большей степени ориентируется по социальным законам, а не как природные. Наши предки это понимали, и поэтому наша религия была очень сильной, мощной.
- Сейчас наблюдается повышенный интерес к теме шаманизма. С чем связано, как вы считаете?
- Человек пытается возвратиться к своей природе, поскольку сейчас век цифровых технологий. Люди перестали чувствовать. Особенно это ярко видно на Западе. Люди очень неважно себя ощущают. Чувств мало стало. Нюх пропал, вкусовые рецепторы плохо работают. Люди больше погружены в мысли, ум. Они сейчас много сидят в социальных сетях. Заменяют ими свою жизнь. И интерес к шаманизму – попытка вернуться в настоящее проживание. Человек все время находится в мыслях и хочет отдохнуть от этого. Но есть люди, которых безвозвратно затянула цифровая технология.
- Что бы вы посоветовали людям в кризисные времена?
- Как только наступает кризис, человек сразу начинает бояться, у него появляются панические страхи, что дает сильную нагрузку на нервную систему, которая иногда страдает безвозвратно. Особенно это актуально в наше время. Мы даем мощную нагрузку на свою психику, сами того не ведая. Поэтому нужно больше свежего воздуха, движения, природы, туризма. Чтобы люди больше чувствовали. В этом смысле наш климат очень подходящий для пробуждения человека. Но в то же время есть обратная сторона: суровый климат. Люди больше прячутся.
- Кстати, что вы думаете про псевдоним певца Шамана?
- Его право. Мир разнообразен. И потому интересен.
- Не самопровозглашение ли это – назвать себя «Шаманом»?
- Потом видно будет. Время покажет. Нам не надо торопиться. Нам надо наблюдать за жизнью, наслаждаться, а не искать изъяны. Все мы ошибаемся.