Кузнец Николай Шамаев: «Много того, что мы считаем отходами, может приносить деньги»
По якутским поверьям считалось, что самыми сильными людьми, усмирившими огонь и металл, являлись кузнецы. Их боялись даже шаманы… Отрадно, что и в наши дни якутяне с уважением относятся к кузнецам. Они носят национальные украшения, орудуют ножами и играют на хомусе, передает SakhaDay.
Наш собеседник Николай Шамаев приехал из Вилюйского улуса. Долгое время он возглавляет крестьянское хозяйство «Хардыы». Четыре года назад он прошел обучение у знаменитого кузнеца Иллариона Попова из Усть-Алданского улуса. И с тех пор он мастерит якутские ножи по канонам своего учителя.
– Сейчас настало такое время, что каждому нужно уметь что-то мастерить своими руками. У нас, фермеров, урожай или забой один раз в год. То есть мы работаем круглый год, чтобы один раз получить деньги. Я как глава «Хардыы» держу лошадей, даже пробовал открывать магазин, но расходов очень много.
Также много чего ломается, поэтому я понял, что нужно овладеть кузнечным мастерством.
Теперь я держу лошадей и в свободное время мастерю ножи, совмещаю приятное с полезным. Вместе с другими мастерами из моего улуса сдаю ножи в магазины Якутска.
– Где вы берете руду для ваших ножей?
– Мы сами добываем железную руду на горе Талдьыйаан Хайата, сами плавим, обрабатываем и делаем ножи. Ножи получаются прекрасные! Точить их нужно нечасто, смотря как пользуетесь.
Местная руда очень трудоемкая. Над одним ножом работает не один кузнец, а четверо в течение четырех-пяти дней, чтобы получился хороший клинок. Можно вдвоем, но нагрузка будет большая и дольше по времени.
– Сколько стоит нож из руды Талдьыйаан Хайата?
– 35 тысяч рублей. Дорого, потому что работа коллектива.
А нож из привозной железной руды стоит 5 тысяч рублей. По качеству он ничем не уступает. Просто повторюсь, с местной рудой работать тяжелее.
– Вы сказали, что в наше время всем нужно уметь что-то делать руками.
– Да. Всегда есть чем заняться. Например, когда вырубают деревья, то корни выбрасываются. А из них столько поделок можно вырезать!
Я выбрасываю столько лошадиной шкуры! Я пытался найти, кому можно отдать, но у нас нет мастеров по обработке кожи. Эта ниша сейчас полностью свободна, нужно только, чтобы появился заинтересованный человек.
На самом деле много чего, что мы сейчас считаем отходами, может приносить деньги.
И еще я хочу, чтобы больше людей занимались кузнечным мастерством! – поделился Николай Михайлович.
*** *** ***
29 июня в рамках Ысыаха Туймаады в Якутске состоялся республиканский фестиваль кузнечного мастерства «Утум уус». На фестиваль съехались кузнецы с разных уголков республики и с удовольствием рассказали о своем ремесле всем желающим.
Так, на фестивале было несколько кузнецов, кто решил освоить новое ремесло в зрелом возрасте. Всего за несколько лет они достигли приличного мастерства, а их поделки продолжают приносить пользу своим владельцам.