×

Кырджагасов о метанольном проекте: Стратегия индейцев с бусами

9:40 - 27.10.2017
Кырджагасов о метанольном проекте: Стратегия индейцев с бусами

Известный политик, депутат Якутской городской Думы, региональный лидер партии «Гражданская платформа» Анатолий Кырдждагасов делится своим мнением о проекте строительства комплекса по производству метанола.

С лета 2017 года общественность республики снова взбудоражена известием о возможном строительстве на правом берегу реки Лена к югу от поселка Нижний Бестях, Комплекса по производству метанола на базе ресурсов природного газа компании ЯТЭК (название и местоположение взято из технического задания). Как помним, два года назад тот же ЯТЭК вознамерился построить на берегу великой реки Лены ГазоХимический завод и получил справедливый отпор общественности республики при молчаливой и невнятной позиции властей республики. По истечении двух лет компания ЯТЭК, как видим, вышла с новым старым проектом по получении продукта из газа, который бы обеспечил максимально добавленную стоимость, что само по себе очень хорошо. Ведь продавать товар, нежели сырье, намного выгоднее!

Также, видимо, памятуя о сложностях в общении с населением Республики, ЯТЭК недавно усилился советником руководителя ЯТЭК по работе с общественностью ЕГОРОВЫМ Афанасием Агитовичем. Кстати, в недавнем прошлом, руководителем пресс-службы Ил Дархана РС(Я) и заместителем министра по развитию институтов гражданского общества в РС(Я). И вот уже несколько недель работает ватсап- группа под названием «Газопереработка», созданная Егоровым А.А. В интернет-изданиях опубликованы мнения, в основном, бывших и действующих руководителей высшего эшелона власти республики. Разброс мнений небольшой — от поддержки при наличии мелких сомнений до категорической поддержки во славу развития производства в республике, как единственного выхода из тупикового сырьевого придатка.

Хотелось бы и мне поделиться своими соображениями и предложениями. Сразу хочу предупредить тех, кто попытается навесить ярлык, мол, опять политикой занимается, что вопросы экологической и экономической безопасности, трудоустройство и благополучие населения – это и есть первейшие политические вопросы, которые должна решать региональная власть. Так что, без политической составляющей для принятия решения по данному вопросу никак не обойтись. Итак, исходные данные для анализа:

1. На данном этапе известно, что заказчиком является Якутский ГПЗ, являющийся дочерним предприятием ЯТЭК (данные из переписки в группе по ватсап с Егоровым А.А.). Выбрана площадка для строительства указанного комплекса недалеко от п. Нижний Бестях на основании договора аренды (со слов Егорова А.А.). Никаких письменных, документальных подтверждений и переписок с арендатором предоставлено не было. В ватсап группе Егоров А.А. активно и патриотично призывает участников создавать НКО из числа местного населения для контроля над этапами проектирования и строительства метанольного завода. При этом, на мой вопрос о том, что для создания НКО сначала надо провести публичные слушания и получить согласие населения, он никак не среагировал. Т.е., он поставил участников группы перед фактом, что решение о строительстве кем-то уже принято и обсуждению не подлежит. Из СМИ известно, что ЯТЭК на ВЭФ договорился о поставке якутского метанола в Японию в количестве 600 тысяч тонн и планирует до конца 2017 года распределить по потребителям около 1,5 миллиона тонн и до 2022 года довести до 1,75 миллиона тонн метанола в год («Новые Известия» от 12 сентября 2017 года).

2. Егоровым А.А. любезно предоставлено Техническое задание «на выполнение Feasibility study (по-русски ТЭО) по проекту создания комплекса по производству метанола на базе ресурсов природного газа компании ЯТЭК», опять-таки без подписей, печати и наименования заказчика и исполнителя. В этом «документе» указано, что ЯТЭК располагает запасами природного газа в размере более 400 млрд.куб.м., хотя на сайте указаны запасы в объеме 396,2 млрд.куб.м. Все-таки хотелось бы иметь экспертную официальную информацию от АО «Якутскгеофизика». Также отмечается, что «комплекс будет рассчитан на производство от 3000 тн метанола в сутки и более». Простые математические расчеты приводят к удивительным цифрам: 1,75 млн/3000=583,33 суток в год должен работать данный комплекс. Также вызывает сомнение пропускная способность газопровода Мастах — Якутск, ведь потребление только центральной Якутии составляет около 2,4 млрд.кб.м. в год, а в пиковые нагрузки 6,5 млн.куб.м. в сутки.

3. На сегодняшний день не имеются в наличии результаты ОВОС (Оценка Воздействия на Окружающую Среду), что не мешает многим высказавшимся утверждать о безопасности на окружающую среду производства метанола и принимать в штыки опасения общественности об опасности, обзывая их «недоэкологами» (высказывания в группе ватсап Егорова А.А.). В техническом задании отсутствует пункт о проведении геокриологических испытаний, хотя еще в 2015 году специалисты института мерзлотоведения предупреждали о сложной геокриологической ситуации на предполагаемом месте строительства вблизи п.Нижний Бестях.

На этом официальная информация исчерпывается. А теперь выводы:

• Настораживает тот факт, что все действия ЯТЭК (аренда земли под строительство, начало работ первого этапа проектирования, заключения соглашения о поставках якутского метанола и т.д.) показывают, что вопрос со строительством комплекса уже решенный, и задним числом, любым путем необходимо получить согласие населения для исполнения закона (обязаны провести публичные слушания по месту строительства). Хотя по логике вещей, после проведения ОВОС и ТЭО при положительных результатах заранее должны проводиться мероприятия по информированию населения, затем открытые публичные слушания и получение согласия или отказа населения. Затем при получении согласия уже утверждение площадки строительства при положительных результатах экспертизы института мерзлотоведения. В данном случае все поставлено с ног на голову и налицо попытка продавить этот проект любым путем, в том числе публикациями мнений, как уже ранее сказано, бывших и действующих руководителей высшего эшелона власти РС(Я).

• Удивляет, что несмотря на отсутствие детальной, более полной информации по проекту, результатов ОВОС и т.д. львиная доля бывших и нынешних руководителей двумя руками одобряют строительство метанольного завода. При этом свои соображения мотивируют тем, что современные технологии позволяют исключить вредное воздействие на окружающую среду, а также необходимостью развивать собственное перерабатывающее производство для поднятия экономики республики. По поводу первого утверждения, многие специалисты из других регионов и стран твердо заявляют, что хоть какие технологии примени, воздействие на окружающую среду от производства метанола неизбежен, кроме того, никто не застрахован на сто процентов от техногенных аварий.

Доказательством тому служат примеры максимального выведения опасных производств за территории своих стран ведущими державами мира или их размещением в малонаселенных территориях, где риск экологической катастрофы минимален.

Теперь что касается второго утверждения, да я с этим утверждением полностью согласен. Надо непременно развивать собственную перерабатывающую промышленность, на одном сельском хозяйстве или на продаже сырья вряд ли республика сможет выйти из положения экономической стагнации и развиваться дальше. Хотя и тут есть вопросы. Например, есть множество стран, которые не имея перерабатывающей промышленности и только продавая сырье, обеспечивают достойный уровень доходов своего населения. А Россия, как известно, имея 40% мировых запасов сырья и 2% населения земного шара, по доходу населения находится во второй сотне стран. Хотите считать политикой или нет, но это неоспоримый факт. Налицо несправедливое перераспределение доходов от продажи сырья. Что касается сельского хозяйства, до октябрьской революции Якутия являлась поставщиком излишков мяса и молочных продуктов аж в Японию, Китай и далее. Не говоря о бесплатном снабжении продуктами многочисленных экспедиций Российской империи, открывшими весь Дальний Восток и северную Америку. По количеству рогатого скота сегодняшняя Якутия далека от той царской поры. Между тем, земля республики не уменьшилась. А значит, при грамотном руководстве сельским хозяйством, в республике можно не только наше население обеспечить натуральными продуктами, но и продавать излишки, получая прибыль.

Теперь по развитию перерабатывающей промышленности и производственных мощностей. В республике множество путей развития в этом направлении, это и гранильное производство, и ювелирное производство, и производство строительных материалов, которые из-за бездарного руководства были обанкрочены и распроданы по дешевке. Где же были эти руководители, которые ратуют сейчас за развитие производства сейчас? Отвечу, многие в те времена находились у власти и могли легко повлиять на принятия решений по развитию этих производств. Притом производств совершенно безвредных для экологии. Далее, одним из основных и необходимых условий развития бизнеса, в том числе и производственного, является тарифная политика. Что стоит правительству республики принять решение о субсидировании тарифов на электроэнергию, на газ для производственных предприятий? В два, а то и в три раза уменьшив их стоимость, конечно же, при согласии субсидируемых предприятий раскрытия полной информации о себестоимости их конечного продукта, при этом жестко следя за недопущением ценового сговора. Еще один путь сохранения бюджетных средств, строительство НПЗ в районе Ленска, для обеспечения нужд ГСМ для республики. Ни для кого не секрет, какой огромный объем нефтепродуктов завозится в республику извне и сколько миллиардов бюджетных средств на это тратится. При этом цена за литр ГСМ в республике, одна из самых высоких по России, что само по себе тянет за собой удорожание стоимости грузовых и пассажирских перевозок. Далее по цепочке идет удорожание конечных продуктов. Также актуальным остается переработка газоконденсата в дешевые ГСМ. Сегодня, огромное количество газоконденсата просто сжигается. А ведь все эти упомянутые производства можно было бы развивать без привлечения огромных инвестиций извне, собственными силами. Более того, предприятия топливно-энергетического комплекса республики при их высочайших тарифах и ценах являются постоянными генеральными спонсорами проводимых республикой многочисленных мероприятий, что означает за счет потребителей. Сегодня, как таковой не осталось гранильной промышленности, разбазарены многие активы республики, такие как цементный завод, нефтяное и газовое производство, на грани банкротства многие местные строительные предприятия и мне удивительно слушать слова поддержки бывшими и действующими чиновниками проектов бизнесменов извне, хотя давно можно было бы взрастить своих миллиардеров, с которых был бы двойной спрос. При выполнении этих условий, не надо быть великим экономистом, чтобы предугадать бурное развитие производства, имеющего конкурентные цены с другими регионами и увеличение налоговых поступлений, которые бы впоследствии вернули бы все выданные субсидии в бюджет. Следующий аргумент, но уже менее слабый, это создание рабочих мест при строительстве метанольного завода. Допустим, что на заводе будут работать 300 человек и добавим еще 300 человек на смежные обслуживающие предприятия. Но разве это сравнимо с теми рабочими местами, которые будут созданы при развитии бизнеса при удешевлении тарифов на газ, электроэнергию и цен на ГСМ, которые будут на несколько порядков выше. При этом прибыли данных предприятий останутся в республике и будут работать на развитие производства в республике в отличие от прибыли ЯТЭК.

• О безопасности производства. Обеспечение безопасности производства контролируются в основном федеральной структурой Гостехнадзора по РС(Я). Тем не менее, технологические аварии происходят с завидной регулярностью. Тому примеров куча и останавливаться на них нет смысла. А в таком опасном производстве как производство метанола контроль должен быть особенно жестким и траты на обеспечение безопасности должны быть несравненно высокими и постоянными. Но при виде п.Кысыл Сыр в Вилюйском улусе, можно ли утверждать что ЯТЭК адекватно вложится на эти затраты? По финансовому отчету ЯТЭК за 2016 год видно, что прибыль за год составила более 1,8 млрд.рублей. Но по вложениям или, скажем, по развитию инфраструктуры поселка этого не скажешь. Во времена Газпрома поселок снабжался особенно и соцкультбыт был на уровне. Это есть показатель отсутствия стратегии ЯТЭК по обеспечению социальных обязательств перед своими работниками. Что уж тут говорить об обеспечении безопасности на опасном производстве.

• По моему мнению, лет через двадцать основным мировым продуктом станет чистые воздух и вода, зеленая экология и экологически чистые продукты. Уже сейчас в некоторых странах ощущается нехватка воды и чистого воздуха. Так стоит ли сейчас развивать опасные производства в Якутии, в одном из самых чистых мест на земле, ради сиюминутной выгоды, если есть таковая и обречь наше будущее на участь третьих стран? Я думаю, мало кто с этим согласится.

Предложения:

1. Если уж проводить публичные слушания, то их надо проводить по всем улусам и районам, граничащим с рекой Лена. А еще лучше провести всенародный референдум, так как река Лена является основным символом республики.

2. Подготовить и внести предложения развития альтернативных, экологически более чистых видов производства и переработки сырья, с последующим утверждением не позднее мая 2017 года. Для этого создать экспертный совет из производственников, экологов, ученых экономистов и общественников.

 Источник: Анатолий КЫРДЖАГАСОВ
Опубликовано ИА Sakhalife