«Өлөксөөн, туох баар?». Сенатор Александр Акимов опубликовал воспоминания о первом президенте Якутии
Бывший вице-президент, сенатор Александр Акимов опубликовал воспоминания о первом президенте Якутии Михаиле Николаеве. Мне легко и одновременно трудно писать о человеке, который был моим учителем и наставником, но стал уже исторической личностью, пишет сенатор. Публикуем наиболее интересные отрывки из большого материала, опубликованного на сайте Акимова.
Пример Якутии дал новый импульс к оздоровлению всего института социальной защиты населения страны. Учиться к нам приезжали из регионов командами, перенимали якутский опыт и по организации соцзащиты населения, и по реабилитации инвалидов, и по специальным учебным заведениям для людей с ограниченными возможностями... Кстати, мы так организовали пенсионное дело, что в то непростое время главными людьми в домохозяйствах стали именно пенсионеры, потому что, в отличие от зарплаты, пенсия приходила точно в срок и доставлялась буквально к порогу и по доставщикам можно было сверять часы.
Чувствуя всемерную поддержку президента и правительства, мы стали смело претворять в жизнь самые неожиданные социальные проекты, как вдруг Михаил Ефимович неожиданно меня отчитал: «Что это Акимов делает? Превращает республику в собес...». Иногда нужно вот так одёргивать подчинённых, чтобы они не слишком увлекались...
***
Однажды я попал в дорожно-транспортное происшествие и получил серьезные травмы. Я лежал на даче под чутким присмотром своего любимого врача — жены Розалии, еле передвигался на костылях. Дошёл слух, что меня уже списывают со счетов как инвалида, а кто-то даже примеряет на себя мою должность. Но 10 ноября, в день моего рождения, зазвонил телефон. Это был Михаил Ефимович. Сказал, что заедет. Мы быстро накрыли на стол. Печку топили жена с дочкой, видимо, у них это не очень получалось, поэтому в доме было прохладно. Мы с Михаилом Ефимовичем отогревались за чашкой чая, наверное, ещё поэтому наш разговор получился душевным. Наконец, он спросил, как же мы тут в таком холоде живём, а на прощание пожелал скорей выздоравливать и выходить на работу.
***
Не будет преувеличением, если скажу, что Михаил Ефимович доверял мне самые сложные участки. Взять хотя бы социальную защиту населения в самое трудное время. Потом я несколько раз возглавлял комиссии по устранению последствий наводнений и аварий. В результате наводнения 1998 года сильно пострадали около полсотни прибрежных сёл. После Ленского наводнения 2001 года о том бедствии предпочитают не говорить, но я-то знаю, что положение у них тогда было не легче и даже хуже, чем тремя годами позже в Ленске. Но в то время ещё не было положения о ЧС. Федералы нам помогать не стали. И вот тут-то Михаил Ефимович открылся нам совсем с другой, неожиданной стороны: он как будто всё заранее предвидел и прочувствовал, будто у него появились какие-то сверхъестественные способности. Он решал вопросы моментально и точно. По его указаниям мы действовали, искали и находили, доставляли гуманитарную помощь, трактора, — всё, вплоть до кирпичей для новых печей.
Однажды он дал мне поручение досконально изучить, как обстоят дела в городе Якутска. Главой тогда был Илья Михальчук. Помимо бедственного состояния улиц и коммуникаций, обнаружилось, что в столице национальной республики нет ни одной национальной школы и детского сада. Президенту пришлось вникать во все эти вопросы и принимать решение.
Знаю, когда у него тяжело на душе или очень трудно, он идёт в поход на природу. Любит пешие прогулки и сплавляться по реке. Ещё у него есть привычка разговаривать на ходу.
***
— Өлөксөөн, туох баар? (Как дела, Алексан?) — услышать такое доброе обращение президента для меня было верхом уважения, мудрости руководителя. Так он поднимал настроение своим подчинённым, заодно с ними советуясь.
В отличие от других «больших» людей, Николаев умел слушать, и свои идеи сначала озвучивал, пробовал, так сказать, на слух. Правду говорят, что на его совещаниях было слышно, как муха летит. Вот такая была тишина. Он никогда не кричал, не повышал голоса, его все внимательно слушали. Вызывая министров к себе «на ковёр», всегда был готов к беседе и уже располагал всей исчерпывающей для обстоятельного разговора информацией.
Когда я работал министром экономики, он вызывал меня каждую неделю и дотошно обо всём расспрашивал, беспощадно гоняя по всем пунктам. Потому я научился держать все цифры в голове. И такой уроки у него получили Галина Данчикова, Александр Кугаевский, Владимир Птицын и другие.
***
Народ саха за многое благодарен Михаилу Николаеву. В том числе и за то, что он добился официального снятия обвинений в национализме, реабилитировал и восстановил славные имена жертв политических репрессий.
Декларация о суверенитете, новая Конституция, АК «АЛРОСА», МСИ «Дети Азии», яркие лидеры, — все эти составляющие способствовали небывалому подъёму духа всего населения республики. Несмотря на трудности периода экономических и политических реформ, Якутия укреплялась верой в лучшее будущее.
Конечно, были и упущения в некоторых моментах, случались и ошибки. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Но он никогда не терял веру, любовь и уважение основной массы народа.
***
Когда я уже был в должности вице-президента, как-то раз мы отправились с Михаилом Ефимовичем в Жиганск. У него там была охотничья избушка. А ещё с нами был знаменитый повар Иннокентий Тарбахов. Все знают, что Первый Президент заядлый рыбак, поэтому администрация района устроила соревнования по улову ряпушки на призы Михаила Николаева. Праздник получился очень зрелищным, мы с Михаилом Ефимовичем с удовольствием там побывали.
Михаил Ефимович часто заходил ко мне в кабинет и когда я был вице-президентом, и постпредом в Москве, давал советы, но никогда не вмешивался в мою работу.
***
Знаете, как свидетельствует эпос олонхо, у народа саха издревле был культ лидера, вождя. Поэтому и жива до сих пор память о Тыгыне Дархане. Народ, который сумел выжить и обжить невероятные просторы суровой северной земли, ценит и чтит в своих лидерах мудрость и дальновидность, спокойствие и рассудительность, умение объединять самых разных людей. Север не прощает ошибок, здесь нужно сто раз подумать, прежде чем принять решение. И если уж саха поверит в своего избранника, то пойдёт за ним до конца.
Первый президент Якутии Михаил Николаев ушел из жизни на 86-м году. 8 августа его похоронили в родном Октемском наслеге Хангаласского района.