Лена накормит, Лена напоит
«За морем теплее, а у нас светлее. За морем веселье, да чужое, а у нас и непогода, да своя» – такая пословица приписывается ленским ямщикам, чьи станки, ставшие впоследствии малыми или большими деревнями, разбросаны вдоль по всей Лене. Реке кормилице, реке труженице, которая внесла великий вклад в развитие нашего северного края.
Говорят, жизнь течет, как река. Но и она течет, как жизнь. И есть у нее, у реки, своя история. Не будем углубляться в многовековую летопись, остановимся на сравнительно недавнем времени – открытии регулярного судоходства на Лене, тем более что минувшим летом этому событию исполнилось 125 лет...
На устройство пароходства
До 1894 года государство никак не влияло на ленское судоходство. Купцы и мелкие судовладельцы неоднократно выходили в государственные учреждения с инициативой организации так называемого срочного пароходства, но при этом требовали денег, прежде всего, на покупку новых пароходов. На что государство не шло. Что такое срочное пароходство?
Купец Глотов
«Хозяин означенного обязан был гонять пароходы не как ему заблагорассудится, а строго по утвержденному расписанию, – рассказывает летописец истории Ленского флота, член Союза журналистов России Александр Павлов. – За это судовладелец требовал от казны компенсацию, мол, я терплю убытки, упуская выгодный груз, вожу почту по расписанию, чиновников по командировочным, так что извольте оплатить. Государство, как правило, соглашалось и предпринимателям в этом случае помогало».
Договор с купцом Глотовым
Согласно архивным документам, купец Николай Егорович Глотов проделал большую организационную работу и подписал договор «На устройство срочного почтово-пассажирского пароходства по Лене». Свою подпись на договоре поставил иркутский генерал-губернатор А.Д.Горемыкин. 6 марта 1895 года по ассигнации казенной палаты за №1120 Глотову было выдано в счет беспроцентной ссуды 30 тысяч рублей.
На начало открытия срочного пароходства по Лене и Витиму работало 15 пароходов. Среди них архивы указывают: «Гонец», «Св. Иннокентий», «Тихон Задонский», «Генерал Синельников» Ленско-Витимского пароходства Сибирякова и Базанова; «Якут», «Пермяк», «Витим», «Опыт» - пароходства Глотова; «Быстрый», «Борец», «Михаил» - пароходства Минеева; «Константин» Тетерина и Кузнецова; «Николай» Дмитриевых и «Лена» с «Громовым» Анны Громовой. С вводом в действие двух новых скоростных пароходов «Работник» и «Почтарь», пароходство Глотова стало самым мощным на Лене.
Бесценные марки
Согласно договору для исправного безостановочного совершения рейсов Глотов должен был иметь пять пароходов. Кроме того, ему вменялось в обязанность иметь не менее двух приспособленных для перевозки арестантов барж с железными решетками.
Практически вслед за льдом 10 мая 1895 года пароход «Пермяк» отошел в первый рейс по расписанию от пристани Тарасовой. В Якутск пароход прибыл 18 мая. На следующий же день «Пермяк» отправился в обратный путь. Так что первый и последний рейс парохода всегда был сквозным.
«Почтарь» был принят в Усть-Куте 8 июня 1895 года. Как и на всех остальных срочных пароходах до 1905 года освещение было свечное. В I классе размещалось 11 человек, во втором – 9 и в третьем палубном классе перевозилось 50 человек.
«Работник» был более мощным, удобным пароходом, в корме у него были устроены помещения для арестантов. Более того, на пароходе были помещения почтовой конторки, свои почтовые штемпели. Естественно, что сегодня подлинник открытки с «пароходным» гашением стоит весьма приличных денег.
Бурлаки на Лене. Лодка на ручной тяге
Он создал речное пароходство
На Глотова договором возлагалась обязанность в течение двух первых навигаций устроить или арендовать в Жигалово, Тарасовой, Усть-Куте, Киренске, Витиме, Нохтуйске, Олекминске, Якутске пароходные пристани для приема и сдачи грузов.
«До основания в 1912 году Жигаловской судоверфи, самая солидная судоремонтная база располагалась в Киренске, в глотовском затоне, – говорит Александр Павлов. – Работали кузница, слесарно-токарный цех, в отдельных засыпных зданиях помещались котельный и столярный цеха. Имелось три амбара, караульная, баня, квартиры для служащих. Общая стоимость глотовских мастерских по документам того времени составляла 23370 рублей».
Ежегодно утверждаемое иркутским генерал-губернатором расписание, в частности, от 30 октября 1896 года предусматривало еженедельные срочные рейсы, не более 32 за навигацию, между Усть-Кутом и Якутском с казенной субсидией в 78 коп. 1 осьмушку за пройденную версту. Общий размер субсидии – 50737 руб. 50 коп.
Всего хода в рейсе вниз – 7 суток 18 часов 15 минут и вверх – 13 суток 2 часа 12 минут.
С 1900 года по новому договору с казной Глотов стал получать субсидию в 50 тысяч рублей. За это он стал выполнять до Якутска два рейса в неделю десятью пароходами. Такая система продержалась до революции. Кстати, после Глотова казенную субсидию за совершение почтово-пассажирских рейсов стала получать и А.И. Громова. Сегодня, как мы знаем, ни одно пароходство помощи и поддержки от государства не получает.
Пароход "Лена" Громовой на рейде
Наследство в миллион
Купцы I гильдии стояли на самой высокой ступени купеческой иерархии. Таковыми являлись иркутский купец И.Г.Громов, кяхтинские М.А.Коковин и И.А.Басов, якутский А.М.Кушнарев. Выходец из архангельских крестьян И.Г.Громов открыл отделения в Иркутске, Киренске, Якутске, Олекминске и Вилюйске.
После его ухода из жизни с целью спасения капитала розданного в кредит на огромном пространстве, по малолетству детей, вдовы приписывались к купеческому сословию, а взыскание долга растягивалось на многие годы. Такова история появления купчих всех категорий в Якутии. В 1899 году Громов оставил жене и пятерым детям наследство на более чем 1 миллион рублей.
Анна Ивановна Громова
Конечно, купцы сплавляли грузы на собственных транспортных средствах. Анна Громова владела четырьмя пароходами: кроме упомянутых нами выше – «Лены» и «Громова» добавим «Соболь» и «Сынок». Ее компания построила три перевалочных пункта со складскими помещениями, пристани во всех крупных населенных пунктах, затоны, отстои для судов.
Одной из первых Громова осваивала судоходство не только на Лене, но и на Алдане, Вилюе, Мае. В частности, пароход морского типа «Лена» с 1898 года открыл регулярные рейсы Якутск – Булун.
Мальчишки купаются в Лене. 1901 г.
По хорошему посолу
Вывоз ценной рыбы с низовьев Лены до 90-х годов XIX века был небольшим – до 10 тысяч пудов в год. Но с вложением в северное рыболовство немалых средств, дела Громовой пошли в гору.
Своевременный завоз снял вопросы кредитования компанией мелких и средних подрядчиков. Возросла численность наемных рыбаков с 60 до 600 человек. С внедрением компанией Громовой новой технологии посола резко снизилась порча рыбы, что привело к росту объема добычи и вывоза до 50 тысяч пудов в год.
Карбаса на товарной пристани в Якутске
Якутские московские купчихи
В первое десятилетие ХХ века многие крупные сибирские фирмы переехали в Москву. Переезд некоторых неблагополучно сказался на их предприятиях, а для купчих I гильдии Громовой, Кушнаревой, Коковиной, наоборот, оказался весьма полезным: облегчив сбыт пушнины и закуп товаров.
Почтовый пароход "Якут"
«В ту пору в Москве за чашкой чая впервые встретились эти женщины, давно знавшие друг друга, – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИГИПМНС АН РС(Я) Вячеслав Захаров. – Нельзя сказать, что история взаимоотношений их компаний была безоблачна, в своей торговле они не избежали конкуренции. Но вдовам было о чем поговорить, их связывали общие знакомые, друзья, дети...».
Но более всего их объединял Якутский край, ведь на их хрупких женских плечах лежали важные проблемы ежегодного завоза и передвижения грузов по Московскому столбовому и Якутско-Иркутскому трактам и сплав по Лене.
Георгий СПИРИДОНОВ
Фото: На пароходе по Лене