Лесные алмазы Якутии
Недавно в Якутии состоялось историческое событие, имеющее международное значение – в Горном улусе, из питомника «Тымпынай», было выпущено на волю тридцать лесных бизонов. В России таких животных нет больше нигде, наверное, поэтому выпуск состоялся именно в Год экологии. Каким образом в Якутии оказались бизоны, что это вообще за животные и какой у них характер, как они живут в Якутии и что после выпуска с ними будет дальше, рассказывает «хранитель бизонов» -- Яков Сивцев, директор Дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Министерства охраны природы РС (Я).
Бизонов в Якутию из Канады завозили три раза по тридцать штук – в 2006, 2011 и 2013 году. В ближайшее время планируется еще один завоз. На сегодняшний день их уже 185 штук. Приплод бизоны дают раз в два года, а то и чаще. Стадо образуют взрослые самки и телята к ним примыкают неполовозрелые бизоны. Взрослые же самцы живут вне стада образуя, так называемые, холостяцкие группы или вовсе становятся отшельниками. Быки с основным стадом соединяются только во время гона. По этой причине взаимоотношения в стаде строятся по принципу матриархата. Но бывает так, что в стаде остаются несколько крупных самцов, последние ведут себя мирно, в основном спокойно, за исключением периода гона, детенышей своих не убивают.
-- Никогда не думал, что буду заниматься природоохранной деятельностью. И в частности сохранением биоразнообразия и разведением, реакклиматизацией бизона и расселением овцебыка. Потому что по профессии я достаточно далекий человек от этого, по образованию врач. В 1997 году глава Момского района, откуда я родом и работал в больнице, Сукуев Семен Павлович, предложил мне должность директора национального природного парка «Момский» после окончания Академии государственной службы. Для меня это было достаточно неожиданно, но так как выбора за мной не оставили (смеется, -- авт.), начал работу и со временем это стало моей профессией.
Во время строительства питомника «Тымпынай» в Горном улусе нашли череп и кости бизона. Очевидно, что место для обитания бизонов было выбрано верное.
-- С 1996-го года на территории Якутии началось расселение овцебыка на арктической территории Якутии. Реализацией данного проекта занимался Департамент биологических ресурсов Минприроды РС(Я). После положительного результата расселения овцебыков в тундровой зоне Якутии специалисты Департамента биологических ресурсов Минприроды РС(Я) разработали проект реакклиматизации лесного бизона, который был инициирован в 2000-х годах. Это очень интересное дело и оно увлекло. За это время у нас появились специалисты, которые конкретно специализируются на бизонах. Они уже наработали большой опыт, учились, выезжали в Оксий биосферный и Приокско-Террасный заповедники, где обитают зубры, близкородственный бизону вид. В России таких специалистов раз два и обчелся. Поэтому очень интересно работать со специалистами своего дела.
-- Содержание бизонов – это не такое простое дело. С самого начала дело было новое, неизведанное. Требуются регулярные осмотры, правильно подобранное питание. Поэтому мы постоянно держали связь не только с зарубежными, но и с российскими специалистами, получали полноценные консультации. Достаточно большая работа велась по линии Академии наук Республики Саха (Якутия) и научных институтов республики и России. То есть реакклиматизация бизонов в Якутии – это большой экспериментальный научный российско-канадский проект.
-- Завоз и реакклиматизация бизонов в Якутии ни на минуту не казались нам безумной фантазией. Ведь научная работа по этому направлению проводились в нашей республике еще в середине 50-ых годов прошлого столетия.
Кроме того, мы прошли лихие 90-ые годы, когда были перебиты до депрессивного состояния сундурунская, яна-индигирская популяции диких северных оленей. Поэтому это только кажется, что территория Якутии богата своим биоразнообразием. Да, места много, но чтобы было многообразие биоресурсов должна проводится определенная работа по охране и воспроизводству, огромные территории должны быть заселены. А бизон – ровесник мамонтовой эпохи, когда-то населявший территории нынешней Якутии.
Часто задают вопрос: «Когда мы будем есть бизонов?» Отвечаю -- съесть можно всегда, все и сразу. Но все-таки то, что мы делаем, мы делаем прежде всего для будущих поколений. И результат нашего труда направлен прежде всего для потомков. Что мы им оставим?
-- Конечно, все было внове. Мы переживали, что бизоны смогут не адаптироваться к нашим пятидесятиградусным морозам. Были сделаны специальные навесы, чтобы защитить их от ветра. Предполагали, что телят нужно будет забрать в хотоны. Думали о том, насколько будет высок процент отхода (смерти животных, -- авт.), насколько подойдет кормовая база. Но даже эти небольшие сомнения были напрасны – со второго же года наши бизоны дали приплод, а отход был минимальный. Никакие специальные приспособления бизонам не требуются. Корм они могут добывать сами – бизоны копытят достаточно глубоко. И даже специальные кормушки, которые мы построили по типу копытных для оленей и изюбрей, не потребовались. Все это свидетельствовало о том, что бизон в Якутии прижился.
Также, впрочем, как и овцебык, который впервые в республику был завезен в середине 90-ых, затем долгое время не завозился. И только в 2004 году был сделан новый завоз.
Все это стало возможным благодаря серьезной поддержке руководства республики. Первые в государственно-целевой программе охраны окружающей среды были предусмотрены параметры финансирования расселения овцебыка и завоза бизонов. Мы ощутили самое пристальное внимание и поддержку к этому проекту, начали действовать с новой силой и вот в 2004 году в Якутию были опять завезены овцебыки, а в 2006-м – впервые бизоны.
-- Россия, Якутия стали первыми, кому Канада передала своих бизонов. Только после второго завоза к нам, партия животных была перевезена на Аляску. Американцы даже обижались (смеется, -- авт.).
Канадцы передали нам бизонов на абсолютно безвозмездной основе. У них наблюдается потепление климата и они решили создать так называемую «ремонтную» базу, генофонд. Якутия была выбрана, потому что здесь когда-то обитали бизоны и здесь край вечной мерзлоты, полюс холода. А именно такой климат подходит для обитания бизонов. Поэтому канадцы сами были заинтересованы. Во время завоза они приезжали, встречались с тогдашним Президентом республики Вячеславом Штыровым.
Затем была организована экспедиция, придирчиво изучалась растительность в районе предполагаемых питомников. Я говорю придирчиво, потому что нужно понимать, какие специалисты работают в канадском национальном парке «Элк-Айленд». Там на четыре тысячи голов бизонов имеется охранная, ветеринарная службы, есть свои генетики, которые заботятся о сохранении генофонда бизонов. Проводится регулярное вакцинирование, забор крови.
После поставки первых тридцати бизонов канадцы вновь приехали к нам, изучали состояние бизонов, условия их содержания. И остались очень довольны увиденным, прежде всего потому, что через полтора года наши бизоны дали первый приплод. А это самый верный показатель, что им у нас понравилось, климат Якутии канадским бизонам пришелся по вкусу.
В Канаде и Америке стейк из бизона – достаточно распространенное блюдо. Там имеются специальные фермерские хозяйства, которые разводят бизонов в животноводческих целях.
-- Все наши взаимоотношения с канадской стороной регламентированы соглашением, которое было заключено в 2006 году в Канаде, и протоколом соглашения, которое ратифицируется обеими сторонами. Текст этого соглашения прошел все инстанции, вплоть до Министерства иностранных дел РФ и в нем все четко расписано от и до. В частности в документе указано, что канадская сторона передает нам маточное стадо и самое главное условие – оно должно быть сохранено. Приплод уже является собственностью Правительства Республики Саха (Якутия), которое имеет право распоряжаться родившимися на нашей территории бизонами.
В бизонарии «Усть-Буотама» находится маточное стадо и хотелось бы, конечно, при большем финансировании организовать там более фундаментальные научные исследования. Мы даже планировали построить на территории бизонария большое сооружение в виде ромашки, через которое можно было бы пропускать бизонов, проводить их осмотр, взвешивать, вакцинировать и так далее. Кроме того, мы планируем строительство третьего бизонария.
Еще звучит вопрос: если бизон встретится с человеком, что будет? Ученые говорят, если человек угрозу для животного представлять не будет, то все будет в порядке. Сейчас по Центральной России ходят стада зубров и никому не мешают – ни сельскому хозяйству, ни человеку.
-- Пример Йеллоустонского парка, где бизоны находятся на свободе, или парка «Элк Айленд», говорит о том, что в принципе врагов в природе для них практически нет. Конечно, волки всегда будут регулировать их численность, потому они и являются санитарами леса. Но все стадо уничтожить они не могут. Тоже самое можно сказать про медведя. Одним словом, это естественная биологическая цепочка, которая не ведет к уничтожению популяции. В природе все находится в балансе. Основную опасность для бизона представляет человек. Вы знаете, наверное, что в Америке и Канаде в свое время их почти уничтожили, что и привело к такому бережному отношению, разведению этих животных.
Но я надеюсь, что весной этого года бизоны будут определены как краснокнижный вид в Республике Саха (Якутия) и в Российской Федерации и будет иметь иммунитет, то есть охранную грамоту.
После того, как будет завершена работа по внесению животного в Красную книгу Российской Федерации, мы начнем работу по передаче отдельных особей, первоначально в природные парки, где имеется государственная охрана и туристическая деятельность. Вторым этапом могла бы стать работа в рамках государственно-частного партнерства, в туристических кластерах и рекреационных зонах. У нас уже есть предприниматели, которые хотели бы иметь у себя бизонов для привлечения туристов и готовы нести за них ответственность. Так что если правительство республики даст добро, то мы готовы пойти навстречу инвесторам.
Также есть интерес со стороны некоторых субъектов Российской Федерации, но пока для всей этой работы необходима нормативная база. Над этим мы вплотную работаем.
-- Сначала мы планировали выпуск бизонов весной. Но была вероятность того, что стадо слишком далеко ушло бы от питомника по молодой зелени. Поэтому решили произвести выпуск зимой, когда проще отследить их передвижения по снегу.
Сейчас выпущенное стадо, состоящее из тридцати голов, пока что находится на расстоянии 4-6 км от вольера. Отслеживаем их по спутниковым ошейникам, установленным на двух доминирующих самках и одном самце. Кстати говоря, совместно с сотрудниками Института биологических проблем криолитозоны СО РАН мы наработали хороший опыт по усыплению животных для того, чтобы проводить различные мероприятия (том числе ветеринарные, снятие данных, чипирование, прикрепление спутниковых радиоошейников).
Потом, конечно, стадо двинется дальше, потому что надо будет самим добывать пропитание.
Но опять же есть вероятность того, что все равно стадо постепенно вернется к вольеру. В 2012 году в вольере бизонария «Усть-Буотама» образовалась брешь – бизоны во время турнирного боя (дело было в августе – как раз время гона) случайно пробили изгородь. И стадо вышло за пределы вольера. Основная его часть вернулась через два-три месяца, а четыре бизона держались вне вольеров всю зиму. Под весну они вернулись. Про одного бизона мы вообще ничего не знали. Мы уже думали, что его уже нет, а он пришел обратно. Лесной бизон в отличии от степного бизона не мигрирует на большие расстояния.
-- На протяжении более десяти лет мы развивали бизонарии изучали поведение бизонов и наращивали опыт, теперь вот выпустили часть стада на волю. Но я хочу сказать, что вообще завоз бизонов в республику имеет большое имиджевое значение и для России, и для Канады. Имидж Якутии как надежного партнера возрастает вдвойне. Потому что несмотря на сложности во взаимоотношениях с остальным миром в связи с санкциями, наши взаимоотношения, связанные с бизонами (охраной природы, сохранением редкого животного), продолжаются. А для республики разведение лесных бизонов – единственных в стране и за рубежом -- тоже играет большую роль. Потенциальные инвесторы, узнав, что у нас содержатся такие редкие животные, вполне могут заинтересоваться дальше и узнавать больше в целом о республике.
В приоритете всегда стоят строительство школ, больниц, детсадов – да мало ли какие нужды. Казалось бы, зачем нам бизоны? Но уже сейчас лесной бизон формирует имидж республики и стал одним из брендов. это очевидно. В наскальных рисунках есть лоси и бизоны тоже есть. Бизон вернулся на свою историческую родину.
-- Я очень благодарен своим работникам. Они действительно фанаты своего дела. Заботятся о бизонах, пекутся о них, каждого знают по имени. Они для них как дети. У каждого бизона ведь свой характер и к каждому работники бизонария ищут подход. А вообще вся эта эпопея с бизонами, с их завозами стоили мне седых волос, бессонных ночей, было всякое (смеется, -- авт.). Но все плохое забывается, наоборот, приобретается опыт. И, конечно, я очень рад, что сам выпуск бизонов состоялся без сучка и задоринки. И вот говорят, что благодаря партии и правительства у нас что-то строится и сохраняется. Это я в шутку. Но ведь так и есть: в свое время идею завоза бизонов в Якутию поддержал Михаил Николаев, практическую часть полностью взял на себя Вячеслав Штыров, с росчерка пера которого вся эта идея была претворена в жизнь, строительство бизонариев было включено в инвестиционную программу, только вдумайтесь! А Егор Борисов еще будучи Председателем правительства и как Ил Дархан поддерживал и поддерживает этот проект и вот торжественно выпустил первых бизонов на волю. А еще самую большую работу проделали мои учителя по жизни Алексеев Василий Гаврильевич, Тяптиргянов Матвей Матвеевич, Тихонов Василий Гаврилович, Попов Андрей Леонидович, Владимир Афанасьевич Григорьев, Сахамин Миланович Афанасьев – это люди сделали невозможное. Говорю не ради высокого слова. Они действительно это сделали.
И я свою задачу, считаю, почти выполнил. Осталось малое…увидеть свободные стада на просторах республики. Так что то, что от медицины ушел к бизонам, я ничуть не жалею (смеется, -- авт.).
Ольга Фомина