Любовь Миронова: Пример Салтанат показал нам, чем может закончиться молчание
Вот и закончился судебный процесс, за которым, без преувеличения можно сказать, следил весь мир. Суд над бывшим министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым начался 27 марта и закончился 13 мая. Экс-министра приговорили к 24 годам лишения свободы за убийство жены Салтанат Нукеновой. Этот суд стал для Казахстана первым судом в прямом эфире, дело получило огромный общественный резонанс, общество требовало действий от властей, именно во время этого процесса было ужесточено законодательство о насилии, которое назвали “законом Салтанат”.
Напомним, что Салтанат нашли мертвой 9 ноября 2023 года в ресторане BAU в Астане. По версии следствия, муж избивал несчастную около восьми часов, пока та не скончалась от травмы головы и внутреннего кровотечения. Возможно, женщину можно было спасти, но её муж даже не счел нужным вызвать скорую помощь. Современный, образованный мужчина, руливший в свое время экономикой целой страны, предпочёл ограничиться звонком гадалке, которая пообещала ему, что с Салтанат всё будет хорошо, надо только дождаться, когда она проснётся...
SAKHADAY побеседовал с известной красавицей и успешной бизнесвумен Любовью Мироновой, проживающей в Алма-Ате.
- Убийство Салтанат получило огромный общественный резонанс, казахстанки отреагировали флешмобом, требующим остановить насилие над женщинами. На недавно проходившей неделе моды модели выходили на подиум с макияжем, имитирующим синяки и кровоподтёки. Поведение Куандыка Бишимбаева в суде, его слова о Салтанат Нукеновой как о выпивающей содержанке состоятельных мужчин, вызвали острую реакцию в обществе. Чтобы оправдать себя, Бишимбаев делал акцент на том, что девушка имела пристрастие как к алкоголю. И тогда в сетях с подачи главы фонда «НеМолчи» Дины Тансари стартовал флешмоб с хештегом #ЗаСалтанат. Женщины начали выкладывать свои фото и видео с бокалами вина и надписью: «Если вы видите меня с бокалом вина, это не значит, что меня можно убивать!»
Надо сказать, что проблема домашнего насилия актуальна не только в Казахстане, но и в России. И если в Казахстане принят закон о домашнем насилии – закон Салтанат, то в России такого закона нет, хотя он очень нужен, - говорит Любовь .
-Люба, вы тоже считаете себя жертвой домашнего насилия. Как такое могло произойти с вами, самодостаточной, уверенной в себе женщиной?
-Это началось тогда, когда мы с бывшим переехали в Казахстан. Не думайте, что вот так сразу я стала жертвой, нет, всё происходило постепенно. К сожалению, я не сразу поняла, что муж газлайтер. Сначала я думала, что так и должно быть, что муж заботится обо мне, оберегает от «жестокого мира», ведь он сумел мне внушить, что я ничего в этой жизни не смогу без него.
Постепенно он взял мои финансы, а потом и мою жизнь под свой полный контроль, но я и не была против, считала, что так правильно, так должно быть. Дальше – больше, он настроил моих родителей против меня, наговаривал им про меня гадости. А мне, в свою очередь, говорил, что родителям от меня нужно только одно – чтобы я работала. Вот так он умело манипулировал людьми, точно так же, как Бишимбаев. Он очень образованный человек, имеет хорошее образование, умеет убеждать, производить впечатление, помните, как говорил в суде Бишимбаев? Очень уверенно, спокойно, убедительно. Вот и мой бывший точно так же разговаривал. Он говорил мне, ты здесь не сможешь жить, здесь опасно, и закончилось всё тем, что я стала очень неуверенной в себе. Жила с ощущением, что меня могут везде обмануть, дошло до того, что я даже не могла сама оплачивать счета и так далее. В итоге я попала к психиатру с диагнозом депрессия…
Когда он первый раз ударил меня, я думала, что все, это конец, я такого не потерплю. Но он сумел мне внушить, что это не он, а я не права. «Ты, конечно, можешь принять свое решение. Но неужели ты хочешь разрушить всё, к чему мы стремились, к чему так долго шли?», - очень спокойно сказал он. И ведь я подумала, что он прав! А позднее он сумел мне внушить, что я сама виновата во всём…
Однажды на дне рождения нашей подруги муж перебрал спиртного, начал безосновательно ревновать, таскать при всех за волосы, вырвал клок волос, в общем всё, как было на видео с Салтанат . У меня было боксёрское рассечение, у меня было всё в крови. Я упала, ударилась об террасную доску, мне наложили 11 швов на лице возле глаза, ещё бы миллиметр – и я осталась бы без глаза. Это стало последней каплей, я поменяла все замки, закрыла дверь. На следующий день он пришёл, ломился в дверь, вёл себя неадекватно. Конечно, все друзья были на моей стороне, они видели всё это. Мы начали бракоразводный процесс.
Он забрал мою машину, забрал мою собаку, и я просто не знала, что делать. Вызвала милицию, сказала, у меня угнали автомобиль. Потом нашли его. В общем, было очень много таких юридических моментов, а ему сделали предписание о том, чтобы он месяц не смог ко мне подходить. Защитное предписание, потому что он мне угрожал. Этот месяц я жила спокойно, потом бывший начал выходить на связь, просить прощения, пытался восстановить отношения, при этом сказал, если я сейчас не соглашусь сойтись с ним, то он отсудит половину моего бизнеса. Я решила дать ему шанс, но ничего хорошего из этого не получилось…
Кстати, бывший в брачный договор хотел внести пункт о неразглашении в течение 10 лет подробностей нашей личной жизни. Интересно, чего он боялся?
Сейчас понимаю, что надо было сразу, с самых первых звоночков, которые были, принимать меры, а не терпеть. О насилии в семье не надо молчать, и очень хорошо, что молодые говорят об этом. Более старшее поколение считает, что нельзя выносить сор из избы, но это неправильно! Об этом надо говорить, и начинать это надо в школе, например, на уроках психологии и ОБЖ. Я рассказала сейчас детали своей личной жизни, не для того, чтобы пожаловаться, ведь прошло уже несколько лет. Я призываю женщин не молчать! Пример Салтанат показал нам, чем может закончиться молчание…
Публикуя данный материал, редакция SAKHADAY напоминает, что приведено субъективное мнение героини материала, и редакция ответственности за него не несёт