Люди с огоньком: как работает электрослужба аэропорта “Якутск”
Свой профессиональный праздник энергетики отмечают 22 декабря неспроста. Это самый короткий световой день года, когда электроэнергетическая система испытывает наибольшую нагрузку.
И сегодня мы расскажем о людях, зажигающих «звездные огни аэродрома», благодаря которым воздушные суда благополучно приземляются даже в условиях ограниченной видимости, что очень актуально для наших климатических и метеорологических условий.
Владимир Дедюхин устроился в службу электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) аэропорта «Якутск» простым электромонтером 10 лет назад. За плечами был радиотехнический колледж и армейская служба. Молодой специалист стал быстро набираться опыта, расширять знания и навыки, и вскоре его перевели в электромеханики, затем – в электромеханики-водители. Параллельно с работой Владимир поступил в университет, и после 3 курса его повысили до инженерной должности. Инициативного и энергичного работника уже вскоре после получения диплома о высшем образовании назначили начальником узла светотехнического обеспечения полетов (СТОП).
- Наше подразделение, в первую очередь, занимается обслуживанием светосигнального оборудования (ССО) на взлетно-посадочной полосе, проще говоря – огнями аэродрома, - рассказывает Владимир. – Есть несколько видов огней – углубленные, боковые, рулежные, глиссадные. Они отличаются друг от друга не только конструктивно, но и по мощностям, светофильтрам и по видам обслуживания. Ведь светосигнальные огни, как и все лампочки, могут перегореть. Как именно проходит оперативное обслуживание ССО, зависит от вида огней. Больше всего усилий при замене лампы требуется углубленным огням, так как они вмонтированы в бетон ВПП.
Длина обновленной взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск» после реконструкции составляет 3600 м, а на ней горит более 250 огней, что в совокупности позволяет воздушным судам производить взлет и посадку при неблагоприятных метеоусловиях в отсутствие видимости. Яркость огней на ВПП имеет шесть ступеней, где шестая – максимальная. Диспетчер ОрВД устанавливает ступень яркости с учетом времени дня и погодных условий, когда видимость ограничена по каким-либо причинам, это может быть даже мелкий дождь или легкая дымка. Если огни на полосе горят только в темное время суток и при ограниченной видимости, то глиссадные огни светятся постоянно – по ним пилоты определяют угол захода на посадку воздушного судна.
Кроме обслуживания светосигнального оборудования, под ответственностью работников узла СТОП находятся мачты освещения на аэродроме и резервный источник питания ССО.
- Это на случай, если вдруг выйдет из строя электроснабжение, у нас включится резервный дизель, который дает питание на полосу, ведь аэропорт должен быть открыт на прием самолетов в любое время, - поясняет Владимир Дедюхин. – Также мы работаем с высоковольтными кабелями, у нас у всех допуски свыше 1000 вольт. Работа опасная и ответственная, именно поэтому мы сдаем экзамены ежегодно, идет регулярная проверка знаний, подтверждение и повышение квалификации – так что у нас персонал обученный, профессиональный. Поскольку наша специализация узкая, квалификацию мы получаем прямо на предприятии, нас обучают приглашенные преподаватели. Новые работники в обязательном порядке проходят стажировку в сопровождении более опытного коллеги, идет наставническая работа. Новичкам мы помогаем войти в курс дела, пройти обучение, сдать экзамены и получить все необходимые допуски. Но даже после успешной сдачи экзамена он находится под ведением старшего коллеги еще два месяца.
А вот о буднях электриков рассказал Евгений Попов, сменный инженер службы ЭСТОП:
- По профессии я горный инженер – электрик. В аэропорту работаю шестой год, до этого работал в городе Мирном шахтером. Сменный инженер – это главный по смене, как заместитель начальника службы. Отвечаю за работу обоих узлов – светотехнического и электротехнического. Если описать нашу работу несколькими словами, то это работа по оперативному устранению нештатных ситуаций для обеспечения регулярности и безопасности полетов. Энергетики аэропорта обслуживают высоковольтные подстанции, это все электроснабжение аэропорта, в том числе терминалов. Как сложную отмечу работу по восстановлению линий, замене старых и прокладке новых кабелей. Отремонтировать кабельные линии якутской зимой – это сложный и долгий процесс, включающий в себя многодневные пожоги, копку еще горячей земли, пока она не успела остыть, а также монтажные работы в такой холод, что железо становится хрупким как стекло... В день энергетика и в преддверии Нового года напомнил бы всем еще раз: главное - соблюдайте технику безопасности!
В заключение мы подготовили 10 неочевидных фактов об элеткроэнергетической системе аэропорта «Якутск»:
1. Общая длина кабелей, проложенных на территории аэропорта, составляет 60 км.
2. На ВПП и рулежных дорожках аэропорта «Якутск» горит более 250 огней;
3. При установке светосигнальных огней учитывается угол направления распространения луча в точности до 1 градуса.
4. Запаса топлива в дизель-генераторах хватает на работу светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы на трое суток;
5. Часть электроэнергии аэропорт получает от новой ГРЭС -2 , а часть – от старой доброй ГРЭС-1. Таким образом обеспечивается дополнительная надежность электроснабжения;
6. Расстояние между самыми крайними трансформаторными подстанциями аэродрома- 4 километра 200 метров;
7. Электрики очень суеверны и верят во многие приметы, причем исключительно в те, которые сулят неприятности;
8. Недоверие – главный способ остаться в живых, если ты электрик. Перепроверяй!
9. В службе ЭСТОП человек, проработавший менее 6 лет, считается новичком-стажером;
10. Электрики не любят дождь. Он повышает опасность, которая и так грозит постоянно;
Пресс-служба АО «Аэропорт Якутск»
Фото: Саргылана Сандар