×

«Люди, занимающиеся духовными практиками, находятся в параллельном мире». Как отличить шамана от мистика?

16:18 - 19.4.2021
«Люди, занимающиеся духовными практиками, находятся в параллельном мире». Как отличить шамана от мистика?

Сегодня модна тема эзотерики, шаманских практик, которым увлечены светские персоны, политики и миллиардеры. Эксперты считают, что склонность к мистицизму объясняется просто - чем сильнее развиваются технологии, тем больше люди склонны верить в мистику, во все метафизическое и волшебное.

Шаман или оружие мистики?

Думалось, что шаманизм связан с мистикой, но, оказывается, это вовсе не так. Как отличить шаманизм от мистики – об этом рассказала корреспонденту Sakhaday наш постоянный эксперт, ученый-этнолог, тюрколог Людмила Егорова.

Какой демон?

По словам этнолога, мистика основывается на ощущениях без практики, а шаманизм как раз является практикой, и можно воочию увидеть результаты деятельности шамана (например, на УЗИ обнаруживают, что шрамы от инфаркта или опухоли неожиданно рассосались) в то время, как результаты деятельности мистика конкретно не видны, разве что можно наблюдать отрицательное воздействие на сознание человека – злыми духами, демонами.

«Я сталкивалась с яркими примерами такого воздействия. Когда человека «накачивают» мистикой, он в конце концов натурально сходит с ума. Если он вначале он был нормальным и не таким экзальтированным, то потом впадает в сильную экзальтацию и может заговорить о демоне. Правда, я не могу понять, кого можно иметь в виду под демоном? Люди обычно говорят одно, а подразумевают другое», - недоумевает этнолог.

Если подразумевать под демоном злого духа, то видеть его может только психически нездоровый человек, поэтому он и боится его, объясняет ученый.

«Какой демон? Ну что может причинить человеку в среднем мире невидимое тело? – продолжает эксперт. – Значит, человека напичкали мистикой, то есть напугали разными невидимыми духами или святым излучением, существование которых невозможно доказать. В итоге человек мрачнеет и мрачнеет, и начинает вести себя, словно пророк, воображает, будто управляет какими-то мировыми процессами и поменяет целый мир. Но это всего лишь свидетельствует о том, что он попал в другую, параллельную реальность, некую симуляцию. На самом деле у нас много людей, живущих в иной реальности. Они общаются с какими-то лучиками, к ним приходят и шепчут Айыы».

По словам этнолога, в 99 процентах случаев люди, занимающиеся духовными практиками, находятся в параллельном мире и рассказывают всякие небылицы о духах и демонах, пытаясь заработать на этом, не понимая всей серьезности и ответственности, и когда-нибудь им придется за это отвечать, уверена Егорова.

Аз есмь Пророк

По ее мнению, ощущать себя пророком – результат невежественности, ненормальности и огромной амбициозности, серьёзно граничащей с психической болезнью. Человек в одиночку не в состоянии поменять мир, тем более при жизни; даже если за ним пойдут пассионарии, говорить об изменении мира – просто смешно, ибо мир представляет собой множество взаимосвязей – с космосом, планетами, народами, регионами и так далее, и один человек не в силах подключиться к ним одновременно, уверена эксперт.

«Да и почему Богу не дать эти знания всем? Ему было бы выгоднее просвещать всех одновременно. А тут он дает лишь одному, а тот приходит и всем рассказывает – смешно же. Бред сивой кобылы», - считает Людмила Ивановна.

По ее словам, если мистика относится к верованиям, то религия как раз начинается там, где появляется пророк, которого люди считают связанным с Богом, от которого он узнает новые знания и передает людям. Это миф. Религия как раз формируется на этом мифе. Мистика не обязательно должна иметь мифологию, в отличие от религии.

Шаманизм является духовной практикой, а религия есть духовное учение, распространяемое пророком, которое он получил у Бога, продолжает ученый. По ее словам, шаманы знания получают не от Бога, а из своей генетики, через активацию духовного тела сюр, путем развертывания генетических знаний. Шаман раскрывает свои шаманские способности, чтобы помочь человеку быть именно здоровым, поэтому их называют лекарями.

В религиях не обязательно лечат, а делают канонические ритуалы, призванные обеспечить человека местом в раю. По верованиям саха, человек, в данном случае пророк получает знания из разного источника, например, уёр (духа), инфернальных сущностей. Якутский Бог не разговаривает с человеком. Шаман общается с Тангара опосредованно, только при помощи высших сил, которые представляют собой различные ипостаси первостихий: воды, огня, воздуха и земли, а также через духи природы – уу иччитэ (духа воды), хайа иччитэ (духа горы) и так далее, рассказывает этнолог.

Оказывается, в религии тоже можно впасть в мистику.

«Сейчас таскают священные мощи пророков, а на самом-то деле, по шаманизму, духовная энергия человека находится в кости человека максимум примерно 12 поколений, поколение считается за 40 лет, а это значит примерно 480 лет, а эти святые, мощи которых таскают, жили давно, и их духовная энергия пропала», - говорит этнолог.

Кстати, может ли в крематории сгореть духовная энергия человека? Дух нельзя сжечь, ибо он связан с Богом и является частицей Бога в нас. Если кости шамана превратятся в пепел, его үөр может мстить, объясняет ученый.


«Оружие мистики»

Тогда человек, напичканный мистикой, кто?

«Просто больной человек и оружие мистики. Мистики еще могут из-за своей невежественности или боязни делать неправильные шаги, а у такого человека совершенно нет никаких понятий святости и верования. Тем более к шаманизму никакого отношения он не имеет. Такой человек не понимает, о чем говорит, что делает, идет на поводу своих эмоций и совершает сиюминутные поступки. Возможно, даже не помнит слова, произнесенные неделю назад. У мистиков еще могут быть свои принципы, например, в отношении абааhы (злого духа), а у него их нет совсем. Больной человек – есть больной человек», - заключает этнолог.

По ее словам, испортить мистикой, НЛП – нейролингвистическим программированием – можно не только человека психически неуравновешенного, но и вполне нормального.

Верь

По мысли эксперта, мистикой занимаются невежды, у которых нет веры в себя, в свои знания, те, кто не привык узнавать новое, заниматься самообразованием. Если в средние века и новое время, когда наука и люди не были столь развиты, мистика являлась изначальной формой попытки осознать себя в этом сложном мире, то в наше время в нее впадают глубоко невежественные люди, уверена этнолог.

«Нужно верить, исходя из своего жизненного опыта вкупе с научными знаниями, тогда в мистику не впадешь», - резюмирует Людмила Егорова.

Ксения АВЕРА, Sakhaday.ru