Минохраны природы Якутии о качестве воды рек Вилюй и Марха
В последние дни в социальных сетях снова распространяется информация о последствиях загрязнения рек Вилюй и Марха вследствие деятельности алмазодобывающей отрасли, о токсичном компоненте таллие, входившем в состав «жидкости Клеричи», используемой ранее в технологическом процессе обогащения алмазоносной руды.
Данные сообщения должны подкрепляться доказательствами. Лучшим доказательством являются результаты лабораторных исследований, которые регулярно проводятся как лабораториями Управления Роспотребнадзора по РС (Я), ФГБУ «Якутгидромет» так и Министерства охраны природы РС (Я).
Министерство охраны природы РС (Я) проводит постоянный контроль качества воды р. Вилюй проводится в створах наблюдения в п. Чернышевский, п. Светлый, выпусков КОС каскада ГЭС-1,2,3, с.с. Сюльдюкар, Хордогой, Сунтар, Тюбэй-Жархан, г. Нюрба, с. Верхневилюйск, г. Вилюйск.
При оценке качества воды р. Вилюй для хозяйственно-питьевого водоснабжения во всех створах наблюдения установлено несоответствие показателя цветности в 5 и более раз, редко отмечается превышение содержания ионов железа от 1,2 до 2,1 раз. Остальные показатели качества воды соответствуют нормативам. Содержание меди, цинка, фенолов, АПАВ и нефтепродуктов, превышающие рыбохозяйственные нормативы, не превышают хозяйственно-питьевые нормативы.
Загрязненность воды р. Вилюй органическими веществами и высокая цветность воды носит природный характер и обусловлена привносом высокого содержания гумусовых веществ.
В 2016 году Министерством охраны природы РС (Я) было проведено массированное экологическое обследование реки Вилюй, в том числе на предмет остаточного содержания таллия в воде и донных отложениях. Лабораторные исследования проведены в аналитическом центре Института особо чистых материалов и микроэлектроники РАН (г. Черноголовка, Московская область).
По результатам исследований не обнаружено наличие токсичных веществ 1-2 класса опасности, в том числе таллия, в воде и в донных отложениях р. Вилюй, источником которого могла служить «жидкость Клеричи», применяемая в прошлом столетии в технологическом процессе обогащения алмазов.
Во время II съезда экологов Якутии на дискуссионной сессии «Здоровье населения и экология» на вопрос о возможной миграции таллия с «жидкостью Клеричи» ответил главный научный сотрудник Института Мерзлотоведения им. П.И. Мельникова, доктор геолого-минералогических наук, профессор Макаров Владимир Николаевич: «Из-за высокой плотности данной жидкости (от 1 до 5г/см3) миграция раствора, в период его использования в 70-80гг., могла происходить на расстояние не далее 100м от места попадания в водный объект».
Соответственно, информация о загрязнении воды водных объектов таллием является информационной спекуляцией.
В воде Вилюйского водохранилища на начальном этапе эксплуатации (1966-1971гг.) фиксировалось интенсивное ухудшение качества. Вода характеризовалась высокой цветностью, высоким содержанием фенолов до 0,022 мг/дм3 (до 22 ПДК р/х), низким содержанием растворенного кислорода.
В более чем за 50-летний период эксплуатации произошло естественное восстановление качества воды водохранилища, в настоящее время содержание фенолов не превышает 2 ПДКр/х, дефицит содержания растворенного кислорода не фиксируется.
Мониторинг качества воды реки Марха осуществляется на территории Мирнинского и Нюрбинского районов, в 18 пунктах наблюдения, в зоне возможного влияния трех горно-обогатительных комбинатов.
Характерными загрязняющими веществами на всем течении р. Марха являются ионы меди, железа, цинка и фенолов (в сравнении с нормативами для воды водоемов рыбохозяйственного назначения). С 2011 года отмечается снижение содержания ионов металлов: железа, меди, цинка. При оценке качества воды для использования в хозяйственно-питьевых целях фиксируется несоответствие нормативов по показателю цветности и химического потребления кислорода (ХПК) до 2-3 раз. В единичных случаях от 1,5 до 2 раз превышают нормативы содержания ионов железа. Содержания ионов меди, цинка не выходят за рамки хозяйственно-питьевых нормативов.
С учетом того, что река Марха является источником питьевого водоснабжения для ряда сел Нюрбинского улуса крайне важен вопрос очистки питьевой воды. По инициативе Министерства охраны природы РС (Я), АК «АЛРОСА» в 2013 г. были выделены финансовые средства на оснащение водоочистными установками населенных пунктов, расположенных в нижнем течении р. Марха и г. Нюрба.
В целях оценки радиационной ситуации бассейна р. Марха в 2012 и 2016 годах по заказу Министерства охраны природы РС (Я) Якутским Управлением гидрометслужбы и НПО «Тайфун» были проведены исследования качества воды р. Мархи, в том числе по влиянию объектов подземных ядерных взрывов «Кратон-3» и «Кристалл». В качестве контрольного пункта был выбран гидрологический пост на р. Вилюй в районе села Сунтар.
Пробы воды для анализа на стронций-90 и тритий отбирались в различные гидрологические режимы, одновременно с отбором проб проводилось измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, определялся расход воды, определялось содержание тяжелых металлов.
Объемная активность трития в воде р. Мархи в 2016г. по сравнению с 2012г. уменьшилась - от 2,37 Бк/л до 1,38 Бк/л, в воде р. Вилюя уменьшилась от 1,95 Бк/л до 1,18 Бк/л. Средняя величина объемной активности стронция-90 в воде р. Мархи уменьшилась с 6,4 мБк/л в 2012 году до 5,1 мБк/л в 2016 году.
Концентрация трития и стронция-90 в речной воде приблизительно равна его фоновому значению в речных водах и атмосферных осадках и на три порядка меньше уровня вмешательства по нормам радиационной безопасности для поверхностных вод.
Таким образом, результаты исследований проб воды показывают, что:
- объемная активность трития в воде р. Мархи находится в пределах колебаний средних содержаний в воде рек республики и определяется его содержанием в атмосферных осадках. Поступление трития в речную воду из районов подземных ядерных взрывов практически отсутствует.
- объемная активность стронция-90 в воде р. Мархи в 2016 году определена на уровне меньше, чем в р. Лене, и находится на уровне средних значений для воды рек республики, то есть соответствует техногенному фону для поверхностных вод суши.
В 2017 году Министерство охраны природы РС (Я) продолжает регулярные мониторинговые исследования качества водных объектов на территории «алмазной провинции».