×

Мошенники атакуют покупателей авиабилетов, или как не испортить долгожданный отпуск

13:13 - 11.4.2024
Мошенники атакуют покупателей авиабилетов, или как не испортить долгожданный отпуск

Наступает время отпусков, якутяне, устав от долгой зимы, хотят к морю, нас манят пляжи, солнце, фрукты. Но, к сожалению, до вожделенного моря от нас, как в песне, только самолётом можно долететь. А цены на авиабилеты, что скрывать, очень и очень дорогие. Понятно, что хочется «урвать» билеты и путёвки подешевле. Вот этим и пользуются мошенники. Одной из «сфер деятельности» внуков Остапа Бендера стало мошенничество с авиабилетами, передаёт SAKHADAY.

Как сказала корреспонденту сетевого издания SAKHADAY начальник отдела маркетинга АО «Главное агентство воздушных сообщений РС (Я)» (далее – ГАВС) Ольга Шевченко, атаки мошенников на подписчиков телеграм-канала ГАВС начались в прошлую пятницу. Надо сказать, что этот канал пользуется популярностью у якутян.

—У нас не закрыты комментарии, поэтому наши клиенты могут обращаться к нам через обратную связь, то есть получать обратную связь через комментарии. И так сложилось, что у нашей аудитории есть спрос на услугу, которая называется удалённое оформление авиабилетов.

Реальность такова, что не у всех есть желание или возможность подойти в авиакассу для покупки авиабилетов, также не все хотят или не все могут покупать билеты онлайн.

Например в отдалённых улусах, где очень плохой интернет или нет авиакассы. Я неслучайно упомянула про нестабильный интернет: жители отдалённых пунктов боятся, что при покупке билетов онлайн, сбой может случиться в самый неподходящий момент. Поэтому людям нужна помощь в оформлении билетов, и они обращаются к нам. Чаще всего обращаются именно по категории субсидированных билетов.

Как это происходит? Когда клиенты к нам обращаются, и билеты есть в наличии, а также есть техническая возможность их оформления, то мы переводим такие продажи на специальных сотрудников, которые удалённо их оформляют. Принимают оплату от таких пассажиров через Qr-код. Но бывает, что некоторые пассажиры не могут произвести оплату через Qr-код, и авиакассы в их населённом пункте нет. В таких случаях мы можем пойти навстречу клиенту: он переводит деньги на карту, наш сотрудник снимает их в банкомате. Оплата проводится наличными. Но это исключительные случаи.

К сожалению, ситуацией с удалённым оформлением авиабилетов воспользовались мошенники. Так, вы задаете нам вопросы в нашем тгк про наличие мест по субсидии. Мошенники видят это и пишут вам в личные сообщения выгодные предложения: «есть место по субсидии», или «есть по льготной категории», «есть места со скидкой» и так далее. Но на самом деле, ничего у них нет, они просто хотят у вас выманить деньги.

-Ольга Павловна, как давно это началось?

-В прошлую пятницу мошенники, создав фейковый аккаунт под нашего сотрудника Татьяну Афанасьеву (на аватарке Татьяна в форме и корпоративном шарфе ГАВС), то есть замаскировавшись под нашего сотрудника, стали предлагать людям удалённое оформление билетов. Татьяна как раз занимается уделённым оформлением авиабилетов и наряду со мной иногда отвечает на вопросы, которые поступают на наш телеграм-канал. Мошенники узнали, кто отвечает на вопросы, «замаскировались» под нашу Татьяну и стали вести атаку на клиентов.

Мошенники просто видят, что пишут люди и начали писать им личные сообщения. Часто предлагают на лето билеты по субсидии в Москву или Санкт-Петербург или обратно, а также билеты по ДФО по маршрутам, которые вообще по ДФО не субсидируются, например, в Новосибирск или Владивосток. Допустим, клиент, спрашивает, можно ли подешевле улететь на майские праздники. Я отвечаю, что мест по субсидии нет, а все остальные варианты можно посмотреть, подобрать в кассе или онлайн.

Мошенник тоже видит этот вопрос и начинает писать клиенту в личные сообщения: «Появился очень выгодный вариант слетать в Москву за 15000 туда-обратно. Если вы хотите, мы оформим билеты удалённо, переведите деньги на следующие реквизиты». Клиент, уверенный, что переписывается с ГАВС, радостно переводит деньги на заявленные реквизиты. Конечно, в итоге никто ничего не оформляет, а вся переписка исчезает вместе с деньгами клиента. Насколько нам известно, уже есть несколько человек, пострадавших от мошенников, переведя им разные суммы от 9 200 до 17 000 рублей.

Конечно, людей очень жалко, но здесь сыграла роль их неосмотрительность, невнимательность. Люди просто так перевели деньги на карту физического лица. И было такое явное несовпадение: мужчина думал, что переписывается с нашей Татьяной Афанасьевой, а карта была на другое имя – некой женщины по имени Алия. Мужчина совершенно не обратил на это внимание и перевёл деньги на карту Алии. А ведь звоночек был, что имя-то другое, но он почему-то не сработал…

- Здесь, наверное, сыграл, роль такой момент: «Там дешёвые билеты, надо брать быстро и не глядя!»

-Да, это тоже есть. Мошенники могут сказать, например, что если в течение пяти минут не переведёте деньги, то билеты «уйдут». Конечно, они ставят на то, что надо торопиться, такой момент есть. Мы же никогда не давим на клиентов. Мы пишем своим клиентам, что переписываемся с ними только в общем чате. И только в исключительных случаях, когда возникает острая необходимость, мы переводим диалог в личные сообщения, но из общего чата. Сами мы первыми никогда не инициируем диалог.

Наши сотрудники не предлагают выгодные варианты, если до этого в чате ответили, что мест нет. И если вам вдруг в личку пришло сообщение, что неожиданно появился выгодный вариант, знайте, это мошенники! И хотя мы постоянно об этом пишем, мошенники не успокаиваются и продолжают атаковать наших клиентов, предлагая им якобы выгодные варианты. Есть люди бдительные, которые говорят мошенникам: «Цена у вас хорошая, мы подумаем. Мы подойдём в кассу для покупки, дайте номер брони». И тут, конечно, мошенники «сливаются».

На что ещё хочется обратить внимание: если мы работаем удалённо, то чаще всего, если есть техническая возможность, бронируем билет. Мы сообщаем пассажиру номер брони и даём возможность выбора: они могут подойти в кассу с этим номером брони и оформить билет.

К нам часто поступают вопросы: «Это вы мне написали или мошенники?» Мы клиентам никогда не пишем первыми! И ещё одна особенность: часто мошенники пишут ночью, так что вполне вероятно, что они работают по московскому времени. Была сначала версия, что так могут действовать конкуренты, которые заинтересованы в клиентах, чтобы им написать и продать билет. Конечно, мы бы потеряли потенциальных клиентов, но эта ситуация была бы менее болезненна, чем когда люди потеряли деньги. Но в данном случае страдают именно люди, которые несут убытки, теряют деньги и не получают услуги. То есть нашим клиентам пишут именно мошенники.

- Но в этом случае подрывается и ваша репутация, и пассажиры страдают. Что делаете вы, чтобы защитить их?

-Конечно, репутация подрывается, ведь нас клонировали. К сожалению, мы пока не придумали, как с этим бороться. Но наше руководство занимается этим вопросом, подключили юристов, правоохранительные органы. Нашими пассажирами, которые пострадали от действий мошенников, написаны заявления в полицию, так что будем надеяться, что мошенники понесут заслуженное наказание, и пассажирам удастся вернуть свои деньги.

Мы же своей стороны, просим не отвечать на предложения продать билет по выгодным ценам и не переводить деньги на карты физических лиц, в том числе с помощью Qr-кода.

У нас нет такой услуги- билет с переводом денег на личные карты. И если говорят на карту ГАВС перевод – такого тоже нет!

Операторы, которые уполномочены оформить авиабилеты удалённо, присылают клиентам QR-код, и оформляя платеж вы видите, что платите в АО «ГАВС РС(Я)».

Но даже если и прислали Qr-код, это ещё не значит, что можно безопасно переводить деньги. Читайте, что внутри: у нас при переходе, когда человек ещё не перевёл деньги, он будет видеть, что данный Qr-код ведёт на оплату услуг АО «ГАВС РС (Я)». Если же Qr-код сформировал мошенник, то там будет написано, что это будет перевод на карту физического лица.

Пожалуйста, будьте внимательны и бдительны! Не попадайтесь на уловки мошенников, если вам написали личное сообщение, напишите в наш чат для проверки. Не дайте мошенникам испортить свой отпуск!

Фото 2ГИС

Ольга Климова, Sakhaday.ru