×

«Мы присматриваемся к работнику – он к нам...»

12:25 - 27.11.2018
«Мы присматриваемся к работнику – он к нам...»

Продолжаем разговор о тонкостях построения карьеры. На этот раз речь пойдет о том, как правильно себя вести и как правильно выглядеть во время собеседования. Директор по управлению персоналом компании «ЯТЭК» Олег Мадудов расскажет - чем можно понравиться работодателю и чего никогда не следует делать накануне интервью. Ранее, в предыдущей статье, мы узнали о том, как правильно составить успешное резюме.

- Олег Николаевич, продолжая тему трудоустройства. Вот составил соискатель грамотное резюме и подошел по всем критериям. Что дальше?

- Начинаем созваниваться с кандидатами и по результатам телефонного интервью происходит личная встреча. Нужно посмотреть в глаза человеку, понять, как он себя ведет, как говорит.

- Как же нужно себя вести во время собеседования, чтобы не наделать ошибок, произвести на работодателя положительное впечатление и получить работу?

- Прежде всего, нужно держать некий баланс. С одной стороны, очень неприятно, когда ты начинаешь выуживать из человека какую-то информацию и он отвечает односложно «да-нет». В таком случае создается впечатление, что либо он недостаточно интеллектуален, либо что-то скрывает. Вторая крайность – это излишняя общительность. Фонтанчик с водой, который из некоторых кандидатов так и льется, очень неплохо было бы приглушить. Если человек излишне словоохотлив, может создаться впечатление, что он такой и в работе. Много шума, а дела мало.

- А внешний вид? Как нужно выглядеть кандидату, чтобы произвести выгодное впечатление о себе?

- Вы же идете не на вечеринку. Это должна быть строгая одежда – без блесток и стразиков, рваных джинсов и прочих неформальных атрибутов.

- Дорогая одежда или дешевая, какие марки одежды, какая обувь: обращаете на это внимание?

- Одежда должна соответствовать общему уровню доходов кандидата. Скорее, я обращаю внимание на то, как человек за собой следит. Чистые ли у него руки, глаженные ли воротнички. Словом, кандидат должен быть опрятным.

- Самая большая ошибка со стороны кандидатов, на ваш взгляд, которая встречается во время собеседования. Что точно может отпугнуть работодателя?

- Довольно часто некоторые кандидаты умудряются приходить на собеседование с «выхлопом». Поэтому для нас, как для людей, которые эксплуатируют объект, где техника безопасности превыше всего, это говорит о многом. Мы понимаем, что человек «закладывает за воротник» и не умеет себя контролировать. Знал ведь, что нужно идти на собеседование и все равно не удержался.

- Может быть, у него личная драма или кризис среднего возраста...

- Много жизненных ситуаций может возникнуть – кран прорвало, ребенок заболел, но важно давать обратную связь. «Ребята извините, я сегодня не могу прийти, я приду завтра, потому что очень заинтересован в вашей вакансии. Можно ли встречу перенести?». Мы, как правило, всегда идем на встречу. При этом, важно совершить этот звонок. Прийти на интервью после активного застолья или не прийти на собеседование вовсе — это тоже очередная галочка для рекрутера.

- Вот, все бы работодатели были бы такими же понимающими. Многие даже при наличии уважительной причины откажут в повторном собеседовании. Наверное, поэтому люди из последних сил и идут невзирая ни на что.

- Я всегда был приверженцем того, что наше подразделение не является каким-то краеугольным механизмом. Если нас не будет, по большому счету ничего не произойдет: как добывали газ, так и будут добывать. И мы не можем позволить себе общаться с людьми не уважительно, по-хамски или свысока, сквозь зубы. Я всегда и везде внедрял культуру уважения к тем, с кем мы работаем. Но вы можете столкнуться с представителями разных организаций и не редки случаи, когда со стороны будущего работодателя есть непонимание или неприкрытое хамство.

И тогда вы тоже должны принять решение: а нужно ли вам работать в такой корпоративной культуре, когда уже на входе такой негатив. Единственное оправдание подобному поведению — это техники стресс-интервью, когда это хамство в определенной степени является проверочным механизмом на стрессоустойчивость.

- Вы одобряете такие методы?

 - Они имеют право на жизнь в тех организациях, где это необходимо ввиду компетенций. Классическая история, где без этого никуда – коллекторские агентства. Мы можем не любить этот бизнес, они могут донимать кого угодно. Но такие конторы есть и в них должны работать очень стрессоустойчивые люди. Еще очень любят стресс-интервью в организациях, которые занимаются сетевым маркетингом. Сотрудники таких компаний обычно ходят по домам, по офисам и продаются всякие ножи, пылесосы, чудо-кастрюли и тому подобные вещи.  Или вот еще: колл-центры, где сотрудникам тоже приходится выслушивать разное. Одна из основных профессиональных компетенций для людей, которые сталкиваются ежедневно с хамством и грубостью - стрессоустойчивость. Человек должен быть готов к тому, что его в любой момент пошлют далеко и надолго. Если вы идете наниматься на работу в организацию такого типа будьте готовы к тому, что, разговаривая в нормальном тоне, рекрутер внезапно может перейти на крик, упреки и оскорбления - не пугайтесь, это просто стресс-интервью. Но если в организации работают люди, уважающие тех, кто приходит к ним на собеседование, они предупреждают о таких вещах заранее.

- Мы подошли к самому главному – моменту принятия решения о трудоустройстве. Что, по-вашему, является главным аргументом «за» и «против»?

- Первое взаимодействие — это сплошные проверочные процедуры. Мы присматриваемся к работнику, он к нам. Составить резюме, пройти собеседование – это только начало, старт. Карьеру человек строит, взаимодействуя с коллегами, с руководством. Я считаю, что раскрыться и работать по – настоящему, с отдачей можно только там, где ты находишься на своем месте. Невозможно построить головокружительную карьеру, если работа не нравится, коллектив вызывает икоту, а каждый день, приходя на работу, человек считает минуты и часы до окончания рабочего дня.

Поэтому главный совет - выбирайте ту работу и тот коллектив, где вы сможете расти и развиваться и где вам будет комфортно. Человек проводит на работе большую часть своей жизни и тратить ее на неприятных людей и на дело, которое неинтересно – это слишком расточительно и глупо.

Со своей стороны могу предложить читателям написать на почтовый адрес voprosdlyahr@mail.ru вопрос или жизненную ситуацию, которые требует совета. И мы постараемся разобрать этот кейс совместно с Sakhaday.ru в следующих статьях.

Лидия Кунгурцева, Sakhaday.ru