×

На якутский харысхал должен «шепнуть» шаман

12:22 - 11.2.2024
На якутский харысхал должен «шепнуть» шаман

В наши дни стало очень актуально носить украшения-обереги – харысхал. Благо ювелирные магазины изобилуют ими. Оберег можно заказать и мастерам. Но все ли знают, как его носить и ухаживать, что его нужно благословлять у шамана?

Корреспондент Sakhaday поговорил с известным ювелиром-художником Александром Манжурьевым и нашим постоянным экспертом, известным экстрасенсом, ясновидящим, поисковиком Максимом Дурановым.

Орел, стерх, лебедь

Как рассказывает Александр Манжурьев, ему заказывают харысхалы: серьги, перстни, кольца, бастына, илин и кэлин кэбиhэр, подвески на шею (в большинстве случаев). Некоторые просят сделать тотем своего рода – медведя, орла, стерха, лебедя – в виде украшения. «Если честно, то оберегами занимаюсь, только если лежит душа и не принимаю заказы даже ради денег. Но бывает, что хочется взяться за работу от души», - признается он. Оказывается, при изготовлении харысхалов нужно соблюдать традиции – день, час, фазу луны.

Как только оберег готов, над ним должен обязательно «поработать» шаман, тогда он получается настоящим, с сильными защитными свойствами, продолжает мастер. Харысхалы, сделанные опытными мастерами в возрасте, уже имеют «свойства», они сами могут «шепнуть» и тогда вкупе с благословением шамана получается очень мощный оберег.

По совету Александра Манжурьева, благословлять харысхал может любой шаман. Лучше сначала сходить к шаману, а потом только отправляться к мастеру. Так даже лучше, считает мастер. По его словам, большой шаман может подсказать дни, когда надо успеть сделать оберег, даже описать его вид, сделать набросок, указать родовой тотем, подсказать мастера и установить размеры (буквально в миллиметрах и сантиметрах). Кстати, по мнению Максима Дуранова, оберег должен быть маленьким, исключительно размером с ноготь большого пальца руки. Максимально. Если больше – это уже просто украшение, считает экстрасенс. Но, по мнению ювелира, таких рамок не существует и можно подобрать какой угодно размер.

Но иногда бывает так, что шаман не принимает человека. «Значит, вы просто не подходите друг другу, объясняет художник. Шаманы выборочно принимают. Шаман – человек, который защищает своих родных, поэтому он может вам не подойти и тогда нужно идти к другому, близкому своему роду. Хотя причин может быть много. Возможно, вы обратились не в тот день и час», - предполагает ювелир.

Иногда на ювелира шаманы выходят сами. Они говорят ему – есть человек с такой-то проблемой, изготовь, пожалуйста, для него харысхал.

У Александра Манжурьева творений на тему шаманизма немало. «У меня очень много работ по шаманизму, но не хочу, чтобы мое творчество уходило на второй план. Я на простые темы тоже хочу работать. Шаманизм очень сложная область. Я прежде всего художник, поэтому для меня важнее творчество», - делится мастер, при этом добавляет, что народ должен знать о шаманизме, шаманах – через художников, писателей.

У оберега есть дух, утверждает ювелир. Как возьмешь его в руки, сразу это чувствуешь – он бьет током. Обязательно что-то происходит. Что-то ломается, к примеру, телефон. Обычно шаманы об этом предупреждают, ведь шаманские действия связаны с потусторонним миром. Поэтому харысхал – очень серьезное дело, объясняет мастер.

По его словам, украшения-харысхалы, продающиеся в ювелирных магазинах - штампованные, пропущенные через конвеер. Их могут изготовить сразу несколько мастеров, возможно, не учитывая день, час, фазу луны, поэтому магазинные обереги тем более подлежат благословению шамана. Если серьезно, человек, который хочет себе харысхал, должен заказать его только одному мастеру, говорит Александра Манжурьев. Оберег может сделать любой мастер.

Узоры, как письмо

Какой харысхал без узоров? По словам ювелира, узоры, как письмо. «Люди иногда сами выбирают узор, или я сам придумываю. Бывает, вынашиваешь долго, даже неудобно бывает перед заказчиками, но мне тогда говорят – Саша, узор сам придет к тебе. Потом и вправду само получается», - признается художник. По словам Максима Дуранова, мастера не наносят узоры просто так, чтобы просто был – они учитывают их сопоставимость, поэтому у них есть защитная сила.

Много – уже не харысхал

Сколько оберегов можно носить одновременно? По мнению ювелира, для простого человека достаточно и одного. Много можно носить тем людям, которые работают в шаманской области и то «сверху» должны указать: оберег на руку, грудь или спину. Но это уже шаманская тема, объясняет художник.

По словам экстрасенса, сейчас многие надевают на себя сразу много харысхала. «Люди, не зная, просто носят и носят, причем по несколько штук сразу и выставляют на всеобщее обозрение и думают, раз ношу, значит, должен оберегать», - восклицает ясновидящий. Надо носить не несколько сразу, как это нередко делают, а исключительно один харысхал. Грубо говоря, либо брошь, кольцо, кулон или серьги, объясняет он.

Если украшения с узорами носить в большом количестве, то это уже не харысхал, а просто украшения, утверждает экстрасенс. «Это все равно что зайти к человеку в дом и увидеть там иконы, в то же время дэйбиир (махалку из конского хвоста для отпугивания комаров), также китайскую фигурку типа фен-шуя. Это свидетельствует о том, что хозяин жилища – духовно потерявшийся. Он не знает, кто он такой. Он запутался в своей вере. Это все равно что в гардеробе находятся и армянский костюм, и индийское сари, и узбекский наряд. Допустим, у меня якутская вера, а я сегодня взял да надел турецкий костюм, а завтра – узбекский наряд. Мы ведь так не одеваемся в жизни? Да, же?», - вопрошает экстрасенс.

Золото vs серебро

По мнению Максима Дуранова, для якутов оберег должен быть сделан именно из серебра. «Золото добывается слишком с глубины, и для этого нужно сильно разрушить землю, а якуты всегда берегут природу», - утверждает он.

По словам же Александра Манжурьева, превосходное оберегающее свойство имеет золото, а не серебро. Серебро до золота не дотягивает, оно всему проигрывает, считает мастер.

«Золотое обручальное кольцо – прекрасный харысхал на всю жизнь, защищающий мужа и жену. Ведь первая их функция – именно оберег. Хороший кемускэл – золотая цепочка, браслеты, часы и другие украшения. Это не только красота, статус, но и деньги. Их можно в непростые времена сдать. Это ведь тоже своего рода харысхал – он бережет от трудностей», - говорит ювелир. Самый сильный оберег на свете – это украшения, подаренные мамой и бабушкой, утверждает мастер.

Поскольку золото очень дорогое, можно заменить его медью, продолжает ювелир. «Медь - очень подходящий материал для харысхала. Золото и медь – одно и то же. Ведь слово «алтан» переводится у монголов, тюрков, как «золото». Также оберег можно выполнить из серебра и мельхиора», - рассказывает художник.

Алмаз – сильный оберег

Харысхалы могут быть инкрустированы камнями. К примеру, обычно для него используются рубин, изумруд, алмаз, камни по знаку зодиака, перечисляет Александр Манжурьев. «У камней своя энергетика, поскольку они лежали в недрах земли веками. Самый твердый, сильный камень и отличный оберег – алмаз, поскольку он лежал в глубине миллионы лет. Конечно, кроме плюсов у него есть и минус – он очень дорогой», - говорит художник.

Алмаз – очень сильный и твердый камень и имеет очень большую энергетику, слово в слово утверждает Максим Дуранов. Он излучает информацию носителя и какого она рода – негативная или положительная – зависит от самого человека. Кстати, по его информации, вместе с украшением-оберегом и просто украшением может передаться информация предыдущего носителя.

По совету ювелира, оберег надо постоянно чистить от «грязи», которая «прилипает» к оберегу. Его можно мыть, протирать тряпочкой, но водой, а не раствором. Можно полировать. Оказывается, его надо «кормить» - молоком, просто протирая, но делая это в определенный день.

***

Харысхал означает «хара5ын харатын курдук харыстаа», то есть «береги как зеницу ока», объясняет экстрасенс. Его нельзя выставлять на всеобщее обозрение, в один голос утверждают Максим Дуранов и Александр Манжурьев.

На главном фото: Илин кэбиhэр – как оберег рода жилища. Она в частной коллекции. Простая земная женщина его не носит. Творение Александра Манжурьева.

Ксения Авера, Sakhaday.ru