×

Наталья Михалёва – Сайа: «Мои стихотворения – дневник моего сердца»

9:00 - 17.10.2022
Наталья Михалёва – Сайа: «Мои стихотворения – дневник моего сердца»

Наталья Михалёва – Сайа в двадцать два года проснулась известной поэтессой Якутии. С тех пор её верные читатели и телезрители с нетерпением ждут новых стихов, рассказов и выпусков «Сэһэн сирэ» на НВК «Саха». В прошлом году народная любовь к творчеству Натальи Владимировны воплотилась в звании народного писателя Якутии.

«Обо мне писали все издания»

– Я с детства знала, что хорошо пишу. Даже мама говорила: «Моя дочка вырастет и станет писательницей.» Её родной дядя Алексей КузьмичТимофеев был писателем. Он в молодом возрасте умер от туберкулеза, успев написать слова всенародно любимой якутской песни «Таптыыбын көҕөрөр халлааннаах…» ("Төрөөбүт дойду туһанан ырыа"). В 1940-м году был издан его единственный тоненький сборник стихов.

По-настоящему я начала писать в 21-22 года, когда потеряла мать, родила дочь и встретила первые жизненные трудности, искала себя. Большим толчком в творчестве стало участие в конкурсе для писателей и поэтов молодёжной газеты «Эдэр коммунист». Почему-то этот конкурс меня очень воодушевил! Я на одном дыхании написала девять стихотворений. А затем подумала: «А вдруг этого мало? Некоторые ведь пишут всю жизнь, ходят с толстыми тетрадями стихов, но даже о них нигде не говорят». И написала юмористический рассказ «Кутургуйа» («Фурункул») из студенческой жизни, чтобы конверт был увесистей.

В то время якутская пишущая молодёжь имела возможность посещать литературные кружки, учиться у именитых мастеров, писателей. А я училась в Хабаровске, обо мне никто не знал. Судьи конкурса тут же обратили на мои стихи внимание и напечатали их в подборке "Навстречу 13-му съезду молодых писателей республики".

Подруги у меня спрашивают: "Не твоей ли родственницы классные стихи напечатали в республиканской газете, фамилия совпадает?". Пришлось мне признаться, ведь ни одна душа до этого не знала, что я решила участвовать в конкурсе.

Писателей Сунтарского района спрашивали, где они прятали такую талантливую девушку. Так я стала участницей съезда молодых писателей. Даже в докладе с трибуны прозвучало мое имя. Я теперь только понимаю, что я совершила переворот в своей жизни. Я впервые узнала, что такое фурор!

Можно сказать, проснулась знаменитой – обо мне писали все издания, перепечатывали стихи. После конкурса стихи полились рекой, как будто прорвало плотину. К слову, рассказ мой тоже оценили. Его даже где-то опубликовали. Мне всегда было за него стыдно, потому что он был написан только для определенного веса (смеётся). Сейчас понимаю, что у меня есть способности и к прозе.

– Во время написания стихов вы соблюдаете размер, ритм, стопы?

– Сначала я писала так, как велит сердце. Позже когда я ознакомилась с приёмами стихосложения, то поняла, что в моих стихах с самого начала были размер и ритм. Стихосложение – это волшебство.

Если есть талант от природы, то техника приходит сама по себе. Одни стихотворения пишутся сразу, другие несколько лет, третьи и вовсе забрасываются. Мне кажется, у каждого стихотворения свой характер, настроение, энергетика. Настоящее стихотворение дарует невидимую силу. После прочтения появляется чувство, что всё по плечу. Поэт – это тот, кто создаёт новое из ничего.

– Правда, что мужчины-поэты влюбляются чаще?

– Влюбчивость поэтов не зависит от пола. Думаю, они находятся в одинаковом состоянии души. Анна Ахматова и Марина Цветаева любили не одного мужчину. Мы не совсем хорошие люди для своего окружения. Никак не можем быть ангелами. Иногда мы можем поддерживать отношения для вдохновения. А когда эти отношения перестают вдохновлять, то мы прощаемся. Говорю за себя – я люблю свободу.

Я выходила замуж в 22 года и развелась спустя пять лет. Поняла, что не сложится. Поэтессам в браке нужно поставить памятники при жизни. Каким бы поддерживающим не был супруг, творческий человек нуждается в уединении. Если даже муж хочет помочь, то поэтесса может возненавидеть его за навязчивость.

Петр Тобуроков, Семен Руфов, Моисей Ефимов, Рафаэль Багатайский вручают Наталье Михалёвой удостоверение члена Союза писателей РС (Я)

В 1994 году вышла моя первая книга, там было стихотворение:«Киһи кэлэрсоҕотох, киһи барарсоҕотох, киһи сиргэсоҕотох, хатыламматсоҕотох…». Некоторые не поняли, почему я, такая молодая, стремлюсь быть одна.

На презентации исборника в Якутске, народный поэт Иван Гоголев – Кындыл сказал: «Эта юная девушка точно подметила про одиночество. Почему мы, известные поэты, не обратились до сих пор к этой теме! Она написала истинную правду. Творческому человеку мешают все: супруги, дети, любовницы. Творец остаётся самим собой только в уединении!».

«Мне импонируют независимые СМИ»

– Как вы совмещаете любовь к свободе с жёсткими дедлайнами на телевидении?

– Чтобы быть свободной, нужно как можно скорее выполнить работу (смеётся). Может потому что моя работа мне по силам, мне не кажется, что меня ограничивают. Для меня без проблем уложиться в эфирное время, сдать материал в срок.

Самое негативное – это когда делают указания: «Не снимай на эту тему! Не зови этого человека!». Мне не нравится, когда лезут в содержание передачи. Я много раз попадала в ситуации, где я что-то не то сказала или позвала неугодного гостя, и выпуск не выходил. И приходится решать эту проблему, из-за чего начальство тебя может невзлюбить.

Я делаю на телевидении продукт, который интересен своей аудитории. Я люблю свою работу и умею.

После памятной передачи в прямом эфире с Афанасием Максимовым чего только не делали, чтобы меня уволить. Но меня, оказывается, защищал зритель. Об этом узнала недавно, рассказали, что один достойный человек позвонил тогдашнему директору НВК «Саха» и предупредил, что если Михалеву уволят, то он создаст общественный резонанс. Я никогда не пользовалась любовью зрителя в корыстных целях. Но оказывается у меня есть невидимые защитники. Сейчас на работе нормально, мы советуемся.

Мне очень импонируют независимые СМИ. Мы должны стремиться к независимости. Но это не означает беспорядок. У журналиста должна быть совесть, порядочность, понимание настроений в обществе.

– В каком состоянии, в какое время года пишется лучше?

– Моё любимое время года весна – просыпается природа после долгого сна, я родилась весной. Но если посмотреть в целом, то наиболее удачные мои стихи были написаны осенью. Наверное Пушкин покровительствует поэтам в своё любимое время года.

Грусть пробуждает упоение творчеством. Стихосложение помогает справиться с огорчениями, вообще с трудностями. А будучи счастливой ты не нуждаешься в искусстве. Но я никогда не стремилась быть несчастлива. Кто захочет себе сложную жизнь? Трудности найдут тебя сами. Творческая среда сложна. Тебя могут не понимать, не признавать, завидовать, ревновать. Нужно быть сильным, чтобы не поддаваться. Если оглядываться на злые языки, то перестанешь быть и стихотворцем, и человеком.

– Люди узнают себя в ваших стихах?

– Мне всё равно, узнаёт кто себя в моих стихах или нет. Лишь бы удались! Если нужно, могу поставить инициалы, или даже посвящение. Мужчины, бывает, спрашивают, почему не поставила имя. Отвечаю, что это моё произведение – сама знаю. Мои стихотворения – дневник моего сердца. Стихи всегда пишутся сердцем. А проза требует усидчивости, почти научно-исследовательских изысков, глубоких знаний по теме и большого жизненного опыта. Сердце подпитывается любовью, и если довелось испытать настоящую любовь, то воспоминания о ней никуда не деваются, а будут вдохновлять на протяжении всего творческого пути.

«Если будет литература, будут мультики»

– Что думаете о современной детской литературе?

– У нас есть детская литература. Есть детские писатели и литераторы. Но для чтения у современных деток нет ничего. Если даже взять учебник родного языка, там не только написано сложным языком, там задания какие-то корявые, которые не дадут ребенку ни развития мышления, ни любви к языку. И вместо того, чтобы заинтересовать ребёнка, такой учебник сделает всё возможное, чтобы он возненавидел родную литературу, не захотел его дальше учить. Покупаю для внуков дорогие книжки с красивыми картинками. А потом открываю и понимаю, что эта книга ребенка ничем не увлечет. Порой от досады сама хочу взяться. И у меня есть несколько неизданных детских произведений.

У современного детского писателя должен быть грамотный, доступный, «вкусный» язык. Если поискать, то в якутском языке есть очень ёмкие слова, которые ребёнок запомнит и будет повторять.

Хорошо, что сейчас общественники взялись за проведение конкурса на детские произведения. Если будет литература, то будут мультфильмы. Сейчас наоборот -- у нас есть способные кинематографисты, но нет литературы.

Например, при съёмках современной «Бэйбэрикээн», режиссёр был вынужден сам додумывать сказку. А если у нас будут новые сказки, присказки, истории, легенды, то кинофильмов и мультфильмов будет больше. Ведь современное якутское фэнтези должно подпитываться нашим космическим олонхо.

Сейчас мы очень гордимся достижениями якутского кино. Но я считаю, что наши фильмы сильно отстают в плане диалога. Потому что режиссёр больше обращает внимание на вдохновляющий фон и игру актёров. Наши фильмы разойдутся на крылатые выражения только тогда, когда в них будет участие книжного автора.

– Вы правда научились читать в 3 года?

– В 3 года я читала газету «Кыым», которая была больше меня самой. Соседи заходили и не верили, как это такой маленький ребёнок читает планы «пятилетки». И я думала, что делаю что-то не так и для «приличия» начинала читать по слогам, хотя могла быстро.

В школу я пошла с базой примерно третьего класса. Из-за нехватки помещений первоклассники учились с третьим классом. Когда кто-то из старших не мог решить или ответить, то меня ставили в пример (смеётся).

На уроках мне было очень скучно. Я помню себя в младших классах постоянно глядящей в окно. Я делала домашнее задание быстренько перед уроком и получала «5». Однажды я похвасталась об этом отцу, думая, что он похвалит. И хорошо, что он отругал меня, иначе я бы наверное вовсе перестала делать уроки.

Родители не натаскивали меня специально. Они что-то рассказывали всем детям, а я впитывала. У меня есть сестра старше меня на три года, она учила меня всему, что знала сама. Возможно из-за способности к письму я никогда не помню, чтобы думала как пишется то или иное слово. Как будто я сразу начала читать. Как вспомню, самые счастливые моменты моего детства – это чтение книг.

С внуками

– Для литературы печально, что современные авторы не умеют описывать природу?

– Пускай пишут о каменных джунглях. Откуда городской житель напишет о природе? Мы сейчас тоже не топим печку, не доим коров. Эти темы вытесняются из поэзии. А у сельских поэтесс это есть. «Чаанньыгымхаппаҕалабыгырыа, оһоҕум тыаһатыһыгырыа…» – такие сравнения приходят только из сельской жизни. А сельский житель не сможет воспеть городскую жизнь. А в литературу должны войти все стороны нашей жизни. Всё равно талантливый человек талантлив независимо от того, где живёт. Помните, "...если бы вы знали, из какого сора вырастают стихи...".

«Мой университет – жизнь среди сахаязычных людей»

– Что позволяет вам сохранять прекрасное владение якутским языком?

– Русский язык преобладает с каждым годом. Но мы должны постоянно тренировать родной язык. От меня постоянной практики требует профессия ведущей. Я всегда думаю как понятно и доступно донести до зрителей ту или иную мысль на якутском языке. И конечно, большим преимуществом является то, что я выросла в селе в окружении настоящей живой якутской речи.

Я не лингвист или филолог. Но мой университет – это детство среди сахаязычных людей, которые до рассвета танцевали осуохай и ни часу не сомкнув глаз, с нескончаемыми шутками-прибаутками уходили доить коров, косить сено...

Помнится, приехала молоденькая девушка-ветеринар, кажется, была родом с Покровска. Так она каждый раз говорила, что "В Тюбяе все разговаривают как на спектаклях Якутского театра: эмоционально и витиевато".

В Хабаровске, да и потом тоже я встречаю людей, которые ругают своих родителей за то, что они лишили их родного языка, целого мира! Таким людям я всегда говорю: нельзя бояться, что ты как-то несуразно скажешь предложение на якутском. Пытайся говорить! Старайся исправлять себя, быть лучше.

– Вы застали именитых якутских писателей. Какое впечатление произвели они на вас?

– Хоть я родилась в маленькой деревне, а затем училась в Хабаровске, успела познакомиться с нашими писателями. На моём первом собрании в 1987 году были Николай Егорович Мординов – АммаАччыгыйа, Болот Боотур, Леонид Попов, Моисей Ефимов и др. Каждое их слово стало для меня большим напутствием.

Например, была встреча с АммаАччыгыйа в то время, когда только начали говорить о репрессиях, которые были засекречены. Он говорил: «Прольётся тьма на эти времена. Вы не должны придерживаться только одной стороны. Мы придерживались советской правды, воспевали коммунистов, потому что того требовала власть. А вы будете верить только оппозиции – это тоже неправильно. С двух сторон есть верные поступки и ошибки. Писатель должен искать правду посередине».

И я следую его напутствию и как писатель, и как журналист. Болот Боотур учил как нужно писать о любви. И по сей день их слова звучат в моих ушах. Помню, как накатывалась слеза в глазах Моисея Ефимова, когда он слушал прекрасные стихи...

С Моисеем Ефимовым, Василием Сивцевым и Николаем Харитоновым

– Каких авторов вы читаете?

– Человек должен прочитать качественную литературу, получившую всемирное призвание. Любимую поэзию Серебряного века я перечитываю постоянно. Так же как у певца сбивается слух от бездарной музыки, иногда после любительских стихов не хочется писать вовсе.

Поэтому я хочу, чтобы молодёжь читала классику. Среди живых якутских поэтов есть очень сильные, например, Борис Павлов. Он сначала был журналистом, затем рассказчиком, а потом стал поэтом. Мы думаем, он привнёс в якутскую поэзию свой неповторимый, диковинный язык. Никто не останется равнодушным от поэзии Арылы Дуйдаах, Байаҕантая, Ымыы. Мне кажется, по-настоящему якутскую поэзию украсила Анна Парникова –Сабарай Илгэ из Намского района, к сожалению, ее не стало. Ее поэзия внесла бы нечто существенное по своему мастерству и философии даже в мировую поэзию, был бы качественный перевод. Каждое её произведение как отточенный бриллиант – никто не может сомневаться в её таланте. У Сабарай Илгэ был настолько глубокий и богатый внутренний мир, что она черпала вдохновение на одном месте. Из-за болезни она никуда не выходила из дома, в то время как мы, другие поэты, подпитываемся от полноты жизни, с поездок.

Волнует и вдохновляет проза Семена Маисова, Уйулҕана, Арчылан. К новым темам в якутской прозе обращается народный писатель Тумарча. Мне кажется, литература саха, кроме детской литературы, не стоит на месте, она обновляется, она развивается. Книги, если они написаны настоящими авторами, не залеживаются, наш читатель с жадностью сметает их с полок. Среди русскоязычных авторов тоже есть своя звезда -- олекминский поэт Эдуард Корнилов, который даже прозван "якутским Есениным". Выявилась еще одна особенность нашего народа – сейчас все пишут с приходом вотсапа. Это явление утверждает присказку: "Саха оҕуһун үрдүгэр олордо да - ырыаһыт, оһоҕун иннигэр олордо да - олоҥхоһут". Это очень хорошо! Среди сотен находятся действительно 1-2 настоящих самородка.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru